Posted 18 марта 2013, 09:32

Published 18 марта 2013, 09:32

Modified 31 марта, 20:15

Updated 31 марта, 20:15

Бандиты с больших дорог

18 марта 2013, 09:32
Дорожные войны принимают в Петербурге все более вызывающий характер - обстреляны десятки маршруток. Словно в издевку над полицией, чиновниками и конкурентами, уличные бандиты выходят на трассы уже с огнестрельным оружием.

Дорожные войны принимают в Петербурге все более вызывающий характер. Словно в издевку над полицией, чиновниками и конкурентами, уличные бандиты выходят на трассы в открытую уже не с пневматическим, а огнестрельным оружием в руках.

Субботним утром перевозчики-нелегалы заблокировали дорогу автобусам «Леноблпассажиравтотранса», работающим по маршруту К-441 (Петербург – Юкки). На конечную остановку, на проспект Просвещения, они пригнали внедорожники, перекрывшие выезд. По сообщению петербургского бюро транспортной информации (ПБТИ), несколько человек, угрожая водителям маршруток огнестрельным оружием, начали оттеснять машины перевозчиков и выставили на линию восемь микроавтобусов Peugeot.

Как уточняют в ПБТИ, представители перевозчика неоднократно обращались за помощью в правоохранительные органы, однако с раннего утра и до 18:00 никто из сотрудников полиции так и не прибыл на место. Между тем несколько человек с оружием продолжали контролировать процесс подъезда к остановке, недвусмысленно давая понять, что на этот раз могут стрелять не только по стеклам и обшивке транспортных средств.

Между тем в полиции ситуацию комментируют крайне сдержанно: «В 58-й отдел полиции 16 марта обратился представитель «Леноблпассажиравтотранса», который сообщил, что неустановленные лица препятствуют их работе. Заявление соответствующим образом зарегистрировано, по данному факту проводится проверка». В Главке также заметили, что в заявлении не сказано о том, что нападавшие были с огнестрельным оружием. Однако точное время, когда было подано и зафиксировано заявление, в полиции не сообщили.

Демонстративный рейдерский захват и нападение на пассажирское предприятие, принадлежащее областному правительству, - открытый вызов чиновникам и правоохранителям, которые с поразительным равнодушием месяцами игнорировали транспортный бардак на петербургских дорогах.

Примечательно, что буквально накануне нападения на «Леноблпассажиравтотранс», 15 марта, состоялась пресс-конференция, посвященная участившимся нападениям на маршрутки. Однако на нее пришли только представители одной из самых часто страдающих от действий уличных бандитов транспортной организации – компании «Питеравто», представитель ПБТИ и федеральный чиновник - замначальника Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Росавтодор) Валерий Иванов. Как уточнили организаторы мероприятия, в ГУ МВД отказались участвовать в пресс-конференции, ограничившись лишь информационной справкой о количестве нападений. Из комитета по транспорту также никто не пожелал прокомментировать ситуацию лично.

Между тем по данным, представленным гендиректором ПБТИ Евгенией Титовой, конкурентная борьба на рынке пассажирских перевозок давно уже приняла угрожающие масштабы. Так, если за весь 2012 год было обстреляно более 60 транспортных средств, осуществляющих пассажирские перевозки (из них 22 являются маршрутными такси), то всего лишь за два с половиной месяца текущего года обстреляны уже 25 маршруток.

Если сюда присовокупить субботний инцидент на Просвещения, то ситуация выглядит уже не просто угрожающей, а очевидно опасной. Причем она принимает характер даже не конкурентной борьбы в стиле 1990-х, а представляет реальную опасность для жизни и здоровья петербуржцев.

Судя по зачитанной на пресс-конференции справке из ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, «по фактам обстрелов транспортных средств в 2012 году проведено 36 проверок, возбуждено семь уголовных дел». Все остальные случаи обстрелов отнесли в ведение КоАП. Как сообщили «Росбалту» в Главке, ни одно из возбужденных уголовных дел в настоящий момент так и не закончено.

Между тем представитель транспортной компании "Питеравто" Александр Паю убежден, что обстреливают маршрутки именно конкуренты-нелегалы, в самом прямом смысле слова выбивающие из строя законопослушных перевозчиков.

"Даже всего одно разбитое стекло как минимум на день выбивает машину из строя, и это место занимают нелегалы. А что делать, если в течение одного дня (как было, например, 3 марта) обстреляли сразу 13 наших автобусов? — говорит Паю. – Мы потеряем часы, дни. Но откровенный обстрел опасен не только для техники и наших водителей, но и для пассажиров. Жизни людей под угрозой!».

Представители автоперевозчиков просили журналистов озвучить их требования: властям необходимо вмешаться в ситуацию. Однако преступники, видимо, расценили эти слова по-своему. И вмешались уже на следующий день. Но уже не с пневматикой, как раньше, а с огнестрельным оружием.

Замначальника Северо-Западного межрегионального управления Государственного автодорожного надзора федеральной службы по надзору в сфере транспорта Валерий Иванов тоже бьет тревогу. По его словам, надзорное ведомство постоянно обращается в ГУ МВД, ГИБДД и комитет по транспорту с просьбой отрегулировать ситуацию с пассажирскими перевозками. Однако ответной реакции практически нет. «Мы инициируем плановые проверки транспортных компаний, прокуратура даже удивляется, почему это мы так часто в рейды выходим. Но наши права ограничены: нелегалы штрафуются на копейки (от 100 до 2,5 тыс. рублей) и буквально через час снова выходят на линию», - рассказал «Росбалту» Валерий Иванов.

От безысходности представители автоперевозчиков задумчиво рассуждали, как научить пассажиров выбирать «правильные» автобусы. «Надо их логотипировать. Учить пассажиров читать информацию в салоне – чья машина, мол. Смотреть на сами машины – если "Газели", то явно нелегалы. Или смотреть на водителей: наш – не наш», - предлагались варианты.

Представитель Росавтодора в ответ на эти слова искренне возмутился, разумно заметив, что пассажир не должен вообще озадачиваться подобным выбором. Наоборот, власти должны сделать так, чтобы пассажиру априори была гарантирована безопасность на маршруте.

«У нас 17 официальных автоперевозчиков, заключивших договор с комитетом по транспорту. Но часто они сами используют третьих лиц, которые имеют лицензию на право перевозок, но не заключили договоров с городом. Они выходят на линии в часы пик и фактически дублируют маршруты официальных перевозчиков, буквально выпихивая друг друга с дороги. И к ним присоединяются откровенные нелегалы, у которых нет вообще никаких разрешений на пассажирские перевозки. Получается, что на многих востребованных маршрутах автобусы встают в 3-4 ряда, создавая угрозу и пассажирам, и дорожному движению. Сеть на 90% дублируется нелегалами», - жалуются перевозчики.

На пресс-конференции была продемонстрирована карта обстрелов маршруток в 2012 - начале 2013 годов. Это ключевые и самые востребованные конечные станции: метро «Автово», район проспекта Ветеранов, Просвещения, межрегиональные границы (город и область).

Например, на проспекте Стачек около метро «Автово» маршрутки-дублеры встают в 2-3 ряда прямо на проезжей части, и большие пассажирские автобусы и троллейбусы вынуждены высаживать людей едва ли не на середине дороги – к остановке попросту не подъехать из-за скопления частников-нелегалов. Обычный автотранспорт лавирует между маршрутками, создавая бесконечные заторы и пробки. На вопрос корреспондента «Росбалта», как к этому очевидному и продолжающемуся не менее 3-4 лет нарушению относятся в ГИБДД, Валерий Иванов лишь разводит руками. То есть никак. «Да, недоработки есть. Нет организации планирования маршрутов, нет контроля. Кто планирует? Комитет по транспорту и ГУП «Организатор перевозок», - снова разводят руками чиновники.

Официальные автоперевозчики, выигравшие конкурс, жалуются, что выгоднее работать нелегально, чем так, как они. «Мы ездим по расписанию, вынуждены соблюдать массу требований по автопарку, техническому состоянию транспорта. Сейчас еще оснащаем машины видеорегистраторами. А нелегалы ездят как хотят и на чем хотят, деньги – только в свой карман. За безопасность пассажиров никто не отвечает», - жалуется Паю.

Машины нелегалов в большинстве случаев на ладан дышат, а водители и вовсе могут иметь лишь права категории "А", выданные где-нибудь в кишлаке с соответствующей теорией и практикой вождения.

Впрочем, и у официальных перевозчиков с безопасностью не все в порядке. Так, в 2012 году по вине водителей городского пассажирского автотранспорта было совершено 108 ДТП, из них 46 – столкновения, 28 – падения пассажиров внутри салона, 22 – наезды на пешеходов. Среди причин - несоблюдения скоростного режима, дистанции, неправильные перестроения.

«Раньше водители автобусов были элитой профессии. А сейчас что?... Водитель спешит, он хочет больше заработать. Мы не первый год выступаем с предложением отказаться хотя бы от остановок по требованию. Режим такси для пассажирского транспорта – это какие-то «лихие 90-е». А теперь еще нападения на пассажирский транспорт, и еще с огнестрелом», - изумляется федеральный чиновник Иванов.

Как сообщили «Росбалту» в областном правительстве, проблемные маршруты уже решено временно сопровождать силами ГИБДД и полиции. В Смольном сегодня также должно состояться совещание, посвященное "маршруточной" проблеме. Город и область будут совместно решать вопрос о работе нелегальных перевозчиков в Петербурге и на межрегиональных маршрутах. Видимо, меньше чем на огнестрел в руках дорожных бандитов власти не реагируют.

Марина Бойцова

Подпишитесь