Posted 7 марта 2013, 09:55
Published 7 марта 2013, 09:55
Modified 31 марта, 20:26
Updated 31 марта, 20:26
Губернатор Псковской области Андрей Турчак обнародовал декларацию о доходах. Из нее выяснилось, что супруга главы региона владеет долей во французской компании. Блогер Алексей Навальный обратил внимание на то, что эта структура была создана исключительно с целью владения и управления недвижимыми объектами. Таковым, в частности, выступила вилла стоимостью 1,3 млн евро и площадью 250 квадратных метров во Франции. В качестве учредителей управляющей компании значатся жена Андрея Турчака Кира, его брат Борис и отец Анатолий Турчак.
В версиях о происхождении недвижимости члены семьи расходятся. Отец губернатора Анатолий Тручак поведал СМИ (журналистам «Эха Москвы»), что это он подарил дом сыну. Если верить словам отпрыска, подарок он сделал на деньги фирмы. По версии Андрея Турчака (ее также процитировали многие СМИ), для покупки недвижимости во Франции был взят кредит в швейцарском банке, а погашали его «за счет доходов от уставных видов деятельности ОАО "Управляющая компания "Ленинец", ОАО "Холдинговая компания "Ленинец" и их дочерних и зависимых обществ», акциями которых владеют члены семьи Турчаков.
Псковский губернатор, конечно, пообещал, что его супруга виллу продаст. Напомним, в феврале Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который запрещает семьям чиновников владеть банковскими счетами и собственностью за рубежом, а также акциями иностранных компаний.
Действительно ли жена псковского губернатора продаст дом во Франции или ловкие юристы все же найдут выход из этой ситуации — для петербуржцев и псковичей не суть важно. Но вот сама история имеет прямое отношение к Петербургу. Ведь отец псковского губернатора, попавшего под прицел прессы, Анатолий Турчак возглавляет городской Союз промышленников и предпринимателей, является президентом-генеральным конструктором холдинговой компании «Ленинец».
Есть ли что конструировать? Занимается ли компания производственной деятельностью или сосредоточилась на аренде доставшихся в наследство цехов, сведя свое производство до уровня малого или среднего бизнеса? Ответы на эти вопросы весьма занимательны.
Совсем немного истории. Этапы становления холдинга не являют собой ничего необычного. После войны на базе опытно-конструкторских бюро трех заводов был образован Научно-исследовательский институт радиоэлектроники. В 1970-е годы произошло создание научно-производственного объединения из научных организаций, конструкторских бюро и предприятий, осуществляющих серийное производство этой техники. В начале 1990-х — образование ОАО "Холдинговая компания "Ленинец". Предприятия, которые входили в НПО, также были преобразованы в ОАО (благодаря перераспределению 37,5% акций они стали его «дочками»). Остальные 25% были переданы работникам предприятий, еще 25% проданы (причем на льготных условиях работникам и администрации), а 12,5% — проданы на аукционе по закрытым заявкам.
Понятно, что по «льготным» условиям, а тем более с аукционов ценные бумаги едва ли покупали рядовые работяги. И в конце концов холдинг — благодаря консолидации активов — стал почти что семейным предприятием.
Анатолий Турчак использовал по полной программе «социальный лифт» советской поры. Ведь работать он, согласно официальной биографии, стал еще в 15 лет, стартовав с позиции слесаря на одном из предприятий «Ленинца». Амбициозный юноша из небогатой семьи избирался секретарем комитета комсомола, затем и парткома объединения. Выходил на уровень района, где базировалось предприятие, был членом бюро Московского райкома и членом Ленинградского обкома партии.
Путь, характерный для многих. Ведь в советское время успешно преодолевать служебные ступени, не будучи членом компартии, было практически невозможно — нереально было стать даже директором школы, не то что продвигаться по карьерной лестнице крупного, а тем более оборонного предприятия. К слову, некоторые скептики отмечают, что нынешние времена имеют большое сходство с предшествующей эпохой. Неудивительно, что сын Анатолия Турчака Андрей - член Генерального совета «Единой России». Дополнительным катализатором карьеры было и обучения в Высшей партийной школе. Наличие корочки этого заведения ускорило продвижение наверх на несколько лет. Правда, сейчас об этом факте биографии вспоминать не очень любят. Регалии Анатолия Турчака включают дипломы таких российских и зарубежных вузов: Ленинградский институт авиаприборостроения, Ленинградский финансово-экономический институт, Кренфилдская школа менеджмента в Лондоне.
Впрочем, как припоминают коллеги, профильное техническое образование в ЛИАПе - базовом высшем учебном заведении для предприятий профиля «Ленинца» - Анатолий Турчак получил уже в весьма зрелом возрасте, когда ему было за 40. Злые языки говорили: чтобы закончить партийную школу, много усилий было не надо, а чтобы получить профильное техническое образование в СССР, даже заочно, надо было постараться. Впрочем, это не помешало Турчаку уже в постсоветскую эпоху стать и кандидатом технических наук, и доктором экономических.
Что же до функционала «Ленинца», то здесь все так же, как и в случае с другими монстрами ленинградского ВПК. Только профиль — авиационный. По понятным причинам объемы производства сократились. По доставшейся недвижимости «Ленинец» не отличается от многих других гигантов советской промышленности города на Неве. Была создана «Управляющая компания «Ленинец», председателем совета директоров которой является невестка главы семьи — 36-летняя Кира Турчак. Долей в этой компании Анатолий Турчак не имеет. В том, что свекр «дал дорогу молодым», нет ничего удивительного. Эта структура осуществляет «управление непрофильными активами и видами деятельности холдинга» по нескольким направлениям, лишь одно из которых связано с производством напрямую.
По сообщению на сайте самой компании, одним из основных и приоритетных направлений деятельности «Управляющей компании «Ленинец»» стало комплексное управление объектами, «которые не задействованы основными научными и производственными структурами холдинга». У данной УК более 25 тыс. квадратных метров офисных помещений (это 7 бизнес-центров) и более 115 тыс. квадратных метров производственно-складских площадей. Таким образом, по масштабам недвижимости «Ленинец» не отстает, например, от ЛОМО — ее УК управляет 122 тыс. квадратных метров коммерческой недвижимости.
Также под управлением компании Киры Турчак два «предприятия индустрии гостеприимства» – гостиница в центре города, коттеджный поселок на Карельском перешейке в поселке Рощино и два охранных предприятия. В зону ответственности входят и производственные подразделения, выпускающие вещи, которые могут пригодиться даже обычным гражданам (например, дозиметры и радиометры), а также фрезерные станки, радиорелейные комплексы и т.д. На предприятии с гордостью заявляют о «коллективе специалистов, состоящем из кандидатов и докторов наук».
Отметим, что пару лет назад (в 2010 году) Кира Турчак, по данным СМИ, вошла в десятку самых богатых жен губернаторов, став «первой из проигравших». До первого места, которое тогда досталось супруге губернатора Приморья Сергея Дарькина, дотянуться было сложно - все-таки 1 млрд рублей годового дохода. Зато Турчак обошла жен других глав регионов, заняв с показателем в 21 млн рублей почетное второе место. Правда, в следующие годы зарабатывать она стала меньше — по данным декларации о доходах ее мужа, в 2012 году ее доход составил 15,9 млн рублей.
Казалось бы, с такими заработками не разгуляешься. Однако структура корпоративного управления — штука запутанная. И, если присмотреться, то обнаруживаются интересные детали. «Управляющей компании «Ленинец» принадлежит 40% в ОАО "Научно-технический центр "Завод Ленинец". Это предприятие является ядром военного производства холдинга «Ленинец». «Сегодня мы являемся частным предприятием, но государственный оборонный заказ составляет около 80% в объеме производства», - с гордостью заявлял Анатолий Турчак. Отметим, что при этом весь холдинг не входит ни в двадцатку крупнейших промпредприятий Петербурга по объему отгруженной продукции (в отличие от «Ижорских заводов», «Адмиралтейских верфей» или «Силовых машин»), ни в список крупнейших налогоплательщиков-предприятий промышленности. И дивиденды акционерам тоже не выплачивает — дабы направлять «на развитие компании и инвестирование в дочерние общества».
Недоброжелатели, впрочем, отмечают, что не меньшую роль для компании имеет и «человеческий капитал». А именно давнее знакомство старшего Турчака с тестем экс-министра обороны Анатолия Сердюкова — Виктором Зубковым. ОАО "Научно-технический центр "Завод Ленинец", кстати, выпускает холодильное оборудование и кондиционеры для оснащения кораблей ВМФ РФ, участвует в реализации программ модернизации дальней авиации ВВС России и в разработке комплекса дальнего радиолокационного обнаружения. Скандалы, которыми оборачивалось участие структур холдинга Анатолия Турчака в оборонзаказе, не мешали получать военные подряды. «Ленинец» вспоминали в связи с историей модернизации истребителей-перехватчиков МиГ-31. Скептики отмечали, что, мол, созданная радиолокационная система не улучшает качество российских боевых самолетов, а скорее наоборот. Характеристики РЛС проигрывают в сравнении с американскими системами (80-90 километров — дальность обнаружения целей российской системой, у американцев — 400 километров). При этом в России есть разработчики, которые превосходят петербургских. Однако Минобороны предпочитало работать с «Ленинцем».
Допускаем, что ядом по поводу качества продукции исходят конкуренты «Ленинца», которые оказались менее удачливы в дележке "оборонного пирога". Но военный министр Анатолий Сердюков сейчас в опале. Может быть, поэтому в переплет из-за недвижимости попал Турчак-младший?
Марина Елецкая