Posted 21 февраля 2013, 13:14
Published 21 февраля 2013, 13:14
Modified 31 марта, 20:44
Updated 31 марта, 20:44
В Выборгском районе Ленобласти — очередной виток противостояния жителей и железнодорожников. Причем местные власти, вопреки обыкновению, выступили на стороне населения. Областные чиновники пока наблюдают за ситуацией. Но уклоняться от решения вопроса, который может «потянуть» на миллиарды рублей, им, видимо, не удастся.
Обитатели поселков Гвардейское и Овсово Выборгского района области не хотят быть жертвами федерального проекта по обустройству скоростного сообщения между Петербургом и Хельсинки — а именно, терять время в пробках на переездах или вообще лишиться каких бы то ни было подъездов к своим домам.
К реализации проекта «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург — Бусловская Октябрьской железной дороги» приступили в 2006 году. Проект имел откровенно политическое значение: договоренность была достигнута главами России и Финляндии в начале 2000-х. Российская сторона реконструировала 157-километровый участок Санкт-Петербург–Бусловская, полностью вынеся на параллельные линии грузовое движение. Вложения в проект, по информации РЖД, составили более 50 млрд рублей. «Учитывая стабильно высокий пассажиропоток, ожидаем, что он станет для нас высокорентабельным», - сообщал президент компании Владимир Якунин.
Первый этап работ был завершен в 2010 году, когда между Хельсинки и Петербургом начал курсировать скоростной поезд «Аллегро». Первыми вип-пасажирами в 2010 году стали премьер России Владимир Путин и президент Финляндии Тарья Халонен.
Однако комфорт для пассажиров обернулся проблемами для местных жителей. В поселке Гвардейское прошли общественные слушания по проекту реконструкции существующего пути на направление «Выборг-Каменногорск» и строительства еще одного рядом. Их результаты были названы «отрицательными» - за такой непонятной формулировкой скрывается желание местных властей (и муниципального образования, и администрации Выборгского района) признать слушания не состоявшимися. Теперь чиновники пытаются вынудить руководство железной дороги дать гарантии строительства нескольких путепроводов (сейчас предусматривается, что на нерегулируемых переездах появятся светофоры со шлагбаумами).
Местные власти, которые встали на сторону жителей, поясняют, что боятся повторения ситуации. «Доверия к ОЖД нет, ведь после запуска «Аллегро» по главному пути в поселках Гаврилово, Селезнево люди стоят на железнодорожных переездах по 30-40 минут. Обещали сделать 5-6 путепроводов, но воз и ныне там, — сетует глава администрации Гончаровского сельского поселения Андрей Симонов. - Якобы 2 путепровода построят, но в рамках отдельного проекта. Лет через 300? Ясности нет. А по проекту поезда будут ходить через каждые 15 минут. Сколько машин успеет проскочить за это время — 5-6?».
Между тем, некоторые пессимистично настроенные эксперты полагают, что появление даже тех путепроводов, о которых просят жители, ситуацию не спасет. «Железнодорожные пути в то же Гвардейское или Овсово надо пересекать минимум дважды, а то и трижды. А еще есть переезды в Возрождении, Липовке, Таммисуо. Всего их семь. А некоторые дома вообще могут оказаться в блокаде — на месте существующей автодороги прокладывают второй путь железной дороги», - отмечает координатор общественного движения «Зеленая волна» Алексей Травин. То есть ограничивается свобода передвижения, о которой с пафосом было написано в блоге президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина после открытия движения «Аллегро». Напомним, тогда он заявлял: «Мы открыли регулярное скоростное движение поездов между Петербургом и Хельсинки. Символично, что это событие совпало с Днем Конституции, которая гарантирует гражданам свободу передвижения. В данном контексте можно сказать, что «РЖД» улучшила возможности для реализации этого права - впервые продлив его за границу России».
Теперь же получается, что в ходе решения большой задачи под угрозой оказалась жизнь маленьких населенных пунктов. Власти Ленобласти заявляют, что от них мало что зависит. Мол, делаем, что можем, ставя вопросы о необходимости переездов и финансировании работ перед РЖД и министерством транспорта. Представители местного филиала РЖД - Октябрьской железной дороги — сообщают, что за счет дороги будет профинансирована разработка проекта путепроводов (каждый из которых может обойтись в несколько сотен миллионов рублей), но дальнейшая судьба зависит уже не от них. А Минтранс вообще требует ускориться. При том, что, по информации общественников, в течение нескольких предшествующих лет даже не было утвержденного проекта - это в октябре 2012 года установила транспортная прокуратура, фактически приостановив работы.
Чем бы ни закончилась история с конкретными переездами, между Выборгом и Каменногорском появятся труднодоступные поселения. Так что одно из конкурентных преимуществ Ленобласти — близость к границам, транзитное положение с точки зрения транспортных путей — обернулось проблемами для жителей этого региона.
Очевидно, что «социальная ответственность бизнеса», о которой так много говорилось в годы президентства Владимира Путина (поддерживавшего железнодорожный проект с Финляндией), в пылу реализации политических проектов отошла на второй план.
Отметим также, что смерть пешеходов в Синявино в начале этого года (или в Ушаках несколько лет тому) быстро сняла вопросы о том, кто может или не может по бюджетному законодательству тратить деньги на улучшение организации движения в регионе. Хочется верить, что в случае с железной дорогой в Выборгском районе до смертельных случаев не дойдет. Но стояние в пробках — это время, а оно, как известно, деньги. Однако потери рядовых граждан власти, похоже, не очень заботят.
Марина Елецкая