Posted 9 октября 2012, 14:35

Published 9 октября 2012, 14:35

Modified 31 марта, 23:02

Updated 31 марта, 23:02

И обчитаешься, и уторгуешься

9 октября 2012, 14:35
В скандале с Домом книги обнаружились новые детали. Выяснилось, что до 80% книжных площадей могут быть использованы вовсе не для распространения печатной продукции. Более того, пакет книготорговой недвижимости пополнился новыми объектами.

В скандале с Домом книги в Петербурге обнаружились новые детали. Выяснилось, что до 80% городских книжных площадей могут быть использованы вовсе не для распространения печатной продукции. Более того, пакет книготорговой недвижимости, который город передал созданной бизнес-структуре, пополнился еще четыремя новыми объектами. Осуществлять по ним открытые торги в Смольном посчитали делом ненужным.

"Росбалт" неоднократно обращался к попыткам городских властей наладить цивилизованную книготорговлю. Действительно, не совсем правильно получается: Петербург способен ежегодно организовывать международный книжный салон, а вот распространять книжную продукцию среди своих горожан - нет. Поэтому в июле текущего года Смольный создал новую структуру - ООО "Дом Книги" (не путать с уже существующим ОАО "Дом книги"). Вот только литературные фонды оказались биты фондом недвижимости. Под эгидой спасения книжной сети город по сути передает ООО, за которым стоят структуры азербайджанского бизнесмена Вагифа Мамишева, тысячи квадратных метров.

"Росбалту" стали известны подробности соглашения по "спасению" петербургской книжной торговли, которое было заключено летом этого года между городом и ООО "Дом книги", подконтрольным бизнесмену и главе азербайджанской диаспоры в Петербурге. Согласно документу, копия которого есть в распоряжении "Росбалта", город внес в уставной капитал нового Общества не только 11 магазинов ОАО "ТФ "Санкт-Петербургский Дом книги", общая площадь которых равняется 3749, 4 кв м., но и еще четыре фирмы, специализирующиеся на книжной торговле. Это "Книжный дом "Родина" на Ленинском проспекте, "Книжный центр "Прометей" на Народной улице, "Детский книжный мир" на Лиговском проспекте, а также "Библиотечный коллектор "Книжный центр", имеющий площади в центре Петербурга - на Литейном проспекте и Пушкинской улице. Данные четыре объекта нежилой недвижимости имеют совокупную площадь, которая вполне сравнима с разоряющимися магазинами "Дома книги", а именно - 3376,4 кв. м.

В рамках сегодняшней пресс-конференции корреспондент "Росбалта" поинтересовался у председателя комитета по управлению городским имуществом (КУГИ) Марии Смирновой, в связи с чем город принял такое странное решение - осуществлять передачу этих площадей не на открытых торгах, а по закрытой подписке. Как объяснила глава КУГИ, это была принципиальная позиция. "Для города, когда он входил в этот процесс, было принципом не лишиться этих помещений, не приватизировать их, а оставить в своей собственности. Сделано это было для того, чтобы мы могли влиять на процесс с точки зрения нашего интереса, т. е. книготорговли. Если внимательно посмотреть на реализующуюся схему, то станет понятно, что речь идет не о передаче помещений, а о передаче прав пользования. Подход един для всех 18 объектов, перечисленных в соглашении. Здесь мы реализовываем и защищаем свои интересы. Найти инвестора, который бы согласился на реализацию такого затратного проекта с не приобретением прав собственности на помещения, было достаточно сложно", - заявила Смирнова.

Выяснились и другие интересные договоренности. Оказывается, что по условиям соглашения распространять печатную продукцию необходимо не менее чем на 20% площадей. Если учитывать, что права пользования передаются ООО "Дом книги" на общую площадь в размере 7125,8 кв. м., то торговать книгами можно будет на 1425,1 кв. м.

Это идет вразрез с предыдущими заявлениями Смольного. Соглашение заключалось как раз под флагом спасения петербургской книготорговли. Город боялся "расползания" площадей и их нецелевого использования.

"Надо понимать, что Мамишев - это не профильный инвестор. Для него торговля книгами является чуждым бизнесом. Ему это не интересно. 20% площадей, которые должны сохранять свое целевое назначение, он просто сдаст в субаренду какой-нибудь раскрученной сети. Остальные 80% пойдут под что-нибудь другое", - предполагает источник "Росбалта", близкий к сделке.

Согласно информации инвестора, долг ОАО "Торговая фирма "Санкт-Петербургский Дом книги" в размере 109 млн рублей уже погашен. В дальнейшем в развитие сети будет вложено порядка 580 млн рублей. В ответ на это, как заявляется, городские власти обещают провести допэмиссию акций торговой сети. В результате этой операции 49% будут принадлежать ООО "Дом книги", а 51% останется у города.

К данным цифрам необходимо относиться с предельной осторожностью. По данным источника "Росбалта", погашенный долг в 109 млн рублей уже входит в сумму обещанного займа в 580 млн руб. Кроме того, еще 84 млн рублей, по всей видимости, уйдут на выплату задолженностей "Петербургскому агентству недвижимости"(сейчас осуществляет книготорговлю в "Доме Зингера") за помещение на Невском, 62. Оставшиеся средства будут потрачены на ремонт полученных помещений, большинство из которых в настоящее время находятся в не очень хорошем состоянии. Таким образом получается, что, по сути, структуры азербайджанского бизнесмена не столько спасают город, сколько вкладывают в себя.

Отметим, что попутно Вагиф Мамишев взял курс на укрепление своих позиций и в самом ОАО "ТФ "Санкт-Петербургский Дом книги". Из пяти членов совета директоров компании "людьми Мамишева" называют двоих. Протеже бизнесмена считается и нынешняя глава торговой фирмы Любовь Снецкая, которая ранее, что интересно, руководила кинологическим центром Северо-Западной таможни. При этом сменить генерального директора можно исключительно единогласным голосованием всех членов совета директоров.

Подпишитесь