Posted 14 июля 2010, 11:20

Published 14 июля 2010, 11:20

Modified 1 апреля, 13:07

Updated 1 апреля, 13:07

Музыка для «вправления мозгов»

14 июля 2010, 11:20
Лаборатория музыкально-компьютерных технологий РГПУ им. Герцена стала знаменитой, после того как в ней помузицировал президент Дмитрий Медведев. О специфике лаборатории «Росбалту» рассказали Нина Бергер и Нина Яцентковская.

Лаборатория музыкально-компьютерных технологий РГПУ им. Герцена стала знаменитой, после того как в ней помузицировал президент Дмитрий Медведев. О специфике лаборатории «Росбалту» рассказали заслуженный работник высшей школы, доцент кафедры теории музыки СПб государственной консерватории Нина Бергер и заведующая лабораторией, преподаватель ДМШ №16 Нина Яцентковская.

- Как получилось, что к вам решил заглянуть Дмитрий Анатольевич?

- Н.Я. Лаборатория музыкально- компьютерных технологий - инновационное место, поэтому, наверное, когда планировался визит президента в педагогический университет, и решили показать ее Дмитрию Анатольевичу. Ну а уж то, что он захотел попробовать себя в качестве человека только-только начинающего обучаться музыке - это произошло спонтанно, никто этого заранее не готовил.

- Насколько я понимаю, речь идет о принципиально другом взгляде на музыкальное образование и на роль музыки в формировании личности. Как вы пришли к этому?

- Н.Б. Давным-давно, когда я была начинающим педагогом, я пришла работать в Дом ребенка. Вообще, там не предполагалось преподавания музыки, но директор этого Дома очень хотела попробовать все возможности улучшить состояние и развитие детей и нашла способ меня пригласить - как-то это оформила. У меня было много энтузиазма и уже тогда - некоторые идеи, так что я весьма активно стала приучать детей к музыкальному языку. Это были маленькие 2-3-летние дети, которые совсем не умели говорить - в отличие от домашних детей такого возраста. Вербальное развитие безнадежно отставало, педагог махнула на них рукой. А на музыкальных занятиях они играли в ритмическом оркестре, маршировали и начали подпевать со словами, копируя то, что я им показывала... И через несколько месяцев дети стали говорить. Комиссия не могла в это поверить, руководство Дома ребенка обвинили, что они подменили детей, чтобы фальсифицировать результаты. Но никто никого не подменял, а результат тогда оказался весьма неожиданным и для меня самой. Музыкальные занятия явились катализатором развития вербального интеллекта.

Потом, в консерватории я работала с людьми, у которых открылся голос уже во взрослом возрасте и они нуждались в освоении музыкального языка, чтобы стать профессиональными исполнителями, работала с артистами балета, которые заканчивали карьеру и приходили учиться на балетмейстеров - им тоже нужно было быстро освоить музыкальный язык. Параллельно с консерваторией выпала возможность работать в разных местах (школе, студиях, кружках и т.д.) с различным контингентом людей. У меня накопился опыт, понимание, что и как работает, сформировался определенный подход - «Способ обучения практическому музицированию», запатентованный как изобретение, и я открыла студию "Музыка для всех" со старыми подреставрированными электронными клавишными инструментами: решила опробовать свою систему там. Ко мне приходили дети с мамами и бабушками учиться музыке. Ничего не надо было зубрить, ничего не надо было бояться, и сидеть по струнке тоже не надо было. За инструмент я всегда сажала ребенка с мамой или бабушкой, и они осваивали его вместе. Такое у меня было условие. Никаких зрителей - только участники. Надо сказать, это рождало совершенно удивительные отношения у взрослых с детьми - они на равных учились совершенно новому для себя делу, переживали друг за друга.

Стереотип, когда взрослый следит, чтобы ребенок не шумел, не отвлекался, сидел ровно и т. д., то есть выступает в роли надзирателя, начинал понемногу исчезать. Дети и взрослые объединялись в первичные музыкальные группы - учились слышать друг друга, взаимодействовать. Ко мне стали приводить детей с проблемами в общении, с заиканием. И состояние детей заметно улучшалось. То есть, это была и своего рода психотерапия.

- Н.Я. На детях с нарушением слуха, с которыми я работаю, очень хорошо видно положительное воздействие обучения музыкальному языку. Казалось бы, они не все слышат, но через вибрацию, ритм у них идет перенастройка органов восприятия, и их реакции начинают приближаться к реакциям детей, которые слышат лучше. Глухие начинают реагировать как слабослышащие, а слабослышащие как дети с немного ослабленным слухом.

- А в обычный массовый детсад, в обычную школу эту методику преподавания музыки можно внедрить? Или это сугубо авторский подход?

- Н.Б. Это очень важный вопрос. Действительно, есть авторские методики, которые отлично работают у самих авторов, но нереализуемы силами других людей. Эти методики слишком зависят от индивидуальных особенностей преподавателя. Так вот я потратила немало сил, чтобы сделать свою методику типовой, т.е. той, по которой может работать каждый учитель с любым контингентом учеников. И ее можно использовать с разным музыкальным материалом - классикой, роком, рэпом...

- Есть конкретный детский сад, школа, где методика испробована?

- Н.Б. Есть школа, где методика применялась в одном из классов - как эксперимент. С первого по выпускной класс ребята учились музыкальному языку по этой методике. Это "Школа радости" в городе Апатиты. Этот класс выпустился пять лет назад с оценками гораздо выше средних по городу. Все ребята поступили в вузы, все любят музыку и умеют играть на разных инструментах. И проблем с алкоголем и наркотиками у них не было и нет. Есть еще и результаты преподавания в поселке Зеленоборский Мурманской области. Там тоже отмечено мощное положительное воздействие методики. Несколько лет назад обучение музыке по этому способу началось в г. Устюжна. Планируется распространить этот опыт на другие школы.

- Кроме обучения музыкальному языку методика нацелена на раскрепощение личности, насколько я понимаю?

- Н.Б.У нас в обществе присутствует заниженное отношение к самим себе. И к музыке это относится в полной мере. Люди уверены, что у них нет слуха - «слон на ухо наступил», они не музыкальны, им никогда не разобраться в этом сложном предмете. Существует своего рода музыкальный невроз: люди чувствуют себя неполноценными в отношении музыки, нотной грамоты. Это ущербное ощущение можно легко убрать, и человек начинает в целом чувствовать себя более раскрепощенным, полнее ощущать жизнь, больше верить в себя. Ведь музыкальный язык - это не что-то искусственное: мы живем в мире звуков и музыкальный язык помогает нам в нем ориентироваться, структурировать этот мир звуков. Одновременно это и ненасильственное развитие интеллекта. Ведь в музыке развивается и умение структурировать наше многослойное мышление, вырабатываются новые связи. Я полагаю, что буква, цифра и нота представляют три равноправные знаковые системы. Музыкальная письменность - это геометрически структурированное высотное пространство, являющееся аналогом цифровых игр. Владение нотной грамотой развивает пространственный интеллект.

- Принципы вашей методики изложены в книгах?

- Н.Б.Да, у меня есть книги-пособия для обучения музыкальному языку совсем малышей и детей постарше, есть монографии, среди которых "Современная концепция и методика обучения музыке", вышедшая в 2004 году.

- То есть вы по сути рассматриваете музыку не как искусство для искусства, а как одно из средств развития человека? Это совершенно новый поворот мысли. Мы привыкли смотреть на музыкантов как на людей со специальными способностями, а на музыку как на отдельную отрасль деятельности - для профессионалов.

- Н.Б.К сожалению, это так. И за это мы должны благодарить девятнадцатый век, когда резко возросло внимание к виртуозности исполнения, а сами исполнители обособились в отдельную группу. И в СССР тоже прежде всего внимание уделялось виртуозам, подготовке выдающихся исполнителей. Музыка как средство развития и познания мира выпала из жизни.

- Занятия по вашей методике проходят индивидуально или в группах?

- Н.Б.Ансамблевое музицирование - это главный вид занятий музыкой. Во-первых, обращаясь к прозе жизни, это гораздо рентабельнее. Во-вторых, это помогает развивать многие необходимые социальные качества - умение играть в команде, исполнять свою партию и одновременно слушать партнера, проявлять терпение в ожидании своего соло, концентрировать внимание.

- А какое-то распространение методики по России происходит?

- Н.Б. В общем, скорее да. Я регулярно провожу семинары для преподавателей музыки в России и за рубежом. Вот, только что провела семинар для преподавателей с Урала, из разных городов. В последнее время часто езжу в Москву, похоже там тоже будет идти преподавание в одной из школ. Но, конечно, пока все это на уровне энтузиазма. Хотя мои пособия печатаются регулярно и очень быстро расходятся. Я считаю, что главная задача – создать учебники, на основе которых человек может с легкостью разовьет в себе умение музицировать. Это – прямой путь к развитию творческого потенциала личности и понимаю художественных музыкальных шедевров. Тогда можно ставить вопрос о том, чтобы музыкальное образование стало неотъемлимым слагаемым личности образованного человека ХХI столетия.

- Н.Я. В Петербурге я работаю по этой методике в двух учебных заведениях - Детской музыкальной школе №16 и в интернате №33 для детей с нарушением слуха.

- Если кто-то из наших читателей захочет освоить музыкальный язык по вашей методике, куда ему обращаться?

- Н.Б.К нам в лабораторию или можно сделать семинар на базе факультета повышения квалификации в консерватории.

- Н.Я. Можно обращаться по электронной почте.

- В заключение вопрос, что называется, из другой оперы. Все больше людей не расстается в своих поездках и походах по городу с наушниками - слушают музыку. И, как правило, не какую-то сложную, инструментальную, а нечто такое очень долбящее и монотонное. По-видимому, это формируется некая новая потребность. Вы могли бы как-то интерпретировать сей факт?

- Н.Б. Вспоминаю картинку из своей жизни. Дедушка с годовалым малышом на руках танцует. Ребенок счастлив. Вдруг остановка: дедушка хочет привлечь внимание ребенка к красивому воздушному шарику – спускает его с потолка за веревочку и протягивает малышу. Но настойчивым подпрыгиванием в такт музыке ребенок дает понять – ему не до шарика, давай-давай, продолжай танцевать, это важнее красивой игрушки. Ритм шага, эстетически оформленный в танцевальных движениях, - очень важное слагаемое музыкальной способности, именуемой ритмическим чувством. Равномерность движений, по-видимому, важная компонента ощущения защищенности. И образ шага, равномерность - очень сильно представлены в современной молодежной музыке. Это самое долбящее бум-бум-бум - это равномерность, образ шага. Не исключено, что этим компенсируется что-то, не дополученное в детстве.

Беседовала Татьяна Чеснокова

Из отзыва зам.главы администрации по социальным вопросам Устюженского муниципального района Вологодской области, в прошлом директора ДШИ поселка Зеленоборский Е.А.Зайцева:

« ….Организующим звеном в системе проекта является предмет «Музыка», программа которого построена по методу доцента СПб консерватории Н.А.Бергер. Обучение музыке происходит на базе классов общеобразовательной школы с использованием групповых форм занятий и электронных клавишных инструментов. Отдельные элементы этого метода используются и в программах предметов. Результаты семилетнего эксперимента реализации данного проекта в поселке Зеленоборский показали мощное воздействие показали мощное воздействие программы по методу программы по методу Н.А. Бергер Бергер на развитие творческих способностей, интеллекта, личностных качеств ребят, повышение мотивации к учебе. Игра в оркестре повышает коммуникативные навыки детей, способствует сплоченности и воспитанию чувства ответственности.

Результаты получены следующие:

- сформировано новое отношение к художественному образованию со стороны родителей, населения, органов культуры и образования, факт нужности, целесообразности, необходимости проекта общепризнан;

- все группы проблемных детей включены в творческий процесс, что позволяет наблюдать и корректировать поведение и управлять антисоциальными явлениями в среде детей, предупреждая их;

- при проведении мероприятий хочется отметить высокую организационную культуру, сформировавшуюся в детской среде, умение слушать и слышать, умение работать в коллективе, корректно и адекватно оценивая себя и товарища;

-общеобразовательные школы получили возможность проводить яркие качественные мероприятия с участием абсолютного большинства хорошо подготовленных детей;

- несмотря на усугубляющуюся наркологическую ситуацию в районе, в поселке Зеленоборский на 01.09.2002 в детской среде ни наркоманов ни ВИЧ-инфицированных не выявлено.»

Подпишитесь