Posted 28 февраля, 15:13

Published 28 февраля, 15:13

Modified 1 марта, 12:19

Updated 1 марта, 12:19

Союз не только писателей

Союз не только писателей

28 февраля 2025, 15:13
Фото: Photobank Ura Media. 1MI.
Советское наследие или креативный кластер?

В том, что новым главой Союза писателей будет Владимир Мединский, стало известно еще в конце января. И действительно, он победил при голосовании, получив всего один голос против при 143 за. Для творческого союза, который уже долгие годы находится в кризисе и требует перемен, такое кадровое решение может стать шансом на возрождение. Но может и не стать.

Еще до предшественника Мединского Николая Иванова из журнала «Советский воин» Союз писателей заработал черносотенную репутацию, где обсуждали больше не поддержку молодых литераторов или меры по увеличению тиражей книг, а «Протоколы сионских мудрецов» и «План Даллеса». То есть организация скатилась в маргинальщину и, одновременно с этим, еще и в нищету.

Видимо, именно поэтому одним из первых заявлений Владимира Мединского стали слова о возврате Союзу писателей советской еще собственности. Но тут, правда, одного желания творческого объединения все же мало.

Кроме того, Мединский с трибуны съезда говорил о том, что статус писателя маргинализировался, а сами писатели часто бедствуют. И с этим надо что-то делать.

Похоже, что за образец писатели взяли советские стандарты. Даже должность Мединского называется теперь первый секретарь — председатель Союза писателей. Также возрождены дирекция по хозяйственной деятельности, а за творческую составляющую будет отвечать секретариат. Вошедший в секретариат Николай Иванов отметил, что из советского прошлого взято самое лучшее.

Самой громкой же сенсацией писательского съезда стало избрание нового состава правления, в который вошли не только Сергей Минаев, Сергей Лукьяненко, Александр Проханов, Захар Прилепин, а также «ахматовский сирота» и друг Иосифа Бродского Евгений Рейн, но и Маргарита Симоньян, Никита Михалков и Карен Шахназаров. Мало кто удивился и присутствию в руководящих органах союза писателей режиссера и мужа Ксении Собчак Константина Богомолова, который на прошлой неделе в зале Форума будущих технологий слушал речь Владимира Путина про химию и редкоземельные металлы, а на этой «стал писателем».

Такой состав правления, с одной стороны, показывает нехватку известных писателей, которые могут добавить организации веса, а с другой стороны, все же намекает на уход от советского прошлого и поворот к креативному кластеру, где литература будет не вещью в себе, а неотъемлемой частью культурных процессов. Ведь она играет свою роль в театре и кино, чьи представители теперь будут иметь голос и в Союзе писателей. В организацию Владимир Мединский позвал даже блогеров, что, конечно, переосмысливает принципы существования творческого союза, которые до сего дня были неизменны, наверное, с момента его создания.

Однако пока о креативном кластере не говорится, в отличие от возрождения советских практик. И понятно, что главным задачами писательского объединения теперь станет идеологическая работа, а также распределение грантов по литературному госзаказу.

И вот именно поэтому, видимо, в руководство союза писателей не вошли, скажем, самые издаваемые авторы прошлого года Светлана Тюльбашева и Владимир Дашкевич. Или один из топовых писателей 2023 года — автор «Слова пацана» Роберт Гараев.

Да и вообще, сейчас ведь самые продаваемые авторы не только Виктор Пелевин, но и Наталья Краснова с книгой «Секс. Все, что вы хотели узнать о сексе, но боялись спросить: от анатомии до психологии». Или психолог Михаил Лабковский.

Поэтому есть опасность того, что одни авторы будут заседать в Союзе писателей, а в книжных магазинах будут продаваться совсем другие. И одни будут писать, чтобы получить деньги от грантов, а вторые, потому что их книги популярны у читателей.

И вот если Иосифа Бродского судили за то, что он писал стихи, не работал и не состоял в творческом союзе, то уже некогда соратника нового члена правления Союза писателей Захара Прилепина Эдуарда Лимонова, видимо, в творческий союз даже и не звали. И разве это как-то повлияло на тиражи его книг, равно как и книг Венедикта Ерофеева?

В советское время Союз писателей регулировал книгоиздание, поэтому если ты не входил в его состав, то издаться мог только во Франции, как Эдуард Лимонов. Но сейчас даже если выстроить в строй через госрегулирование всех издателей бумажной литературы, то останется куча возможностей выпускать электронные книги и их аудиоверсии. А похоже, до сего дня в Союзе писателей слово «аудиокнига» не звучало вовсе.

Регулируют же рынок теперь силовики через, скажем, штрафы издательств за разную пропаганду нехороших вещей, а также Минюст, признавая тех или иных писателей иноагентами. Наверное, многие бы хотели, чтобы функция, как минимум, экспертизы по таким делам перешла к Союзу писателей, но силовики вряд ли свои полномочия кому-то отдадут.

Поэтому если никто не озаботится созданием креативного кластера и укреплению связей литературы с театром, кино, телевидением, наконец, интернетом, то Союз писателей окажется мемориальной организацией, хранящей советское наследие. Гранты будут, конечно, привлекать не слишком продаваемых авторов, однако их доходы не будут никогда дотягивать до гонораров авторов самых продаваемых в России книг.

И государству важнее ведь было объединить издаваемых и состоявшихся авторов, имеющих читателей, а не тех, кто готов сидеть в президиуме и рассказывать про патриотическую составляющую литературы. Наверняка такая задача и стоит, но в условиях рыночной экономики решить ее советскими методами не получится.

Поэтому успех обновленного Союза писателей зависит от развития в современных условиях. Нельзя себе представить, чтобы Владимир Мединский смог бы руководить писателями. Этого не было даже во времена советской власти, причем с лояльными авторами, вроде Михаила Шолохова. Тогда любого писателя творческий союз ставил в рамки, в которых он мог зарабатывать. И даже если писателю все эти президиумы были ненавистны, он был вынужден там сидеть, чтобы хотя бы кормить семью. Сейчас таких рамок уже не существует.

Более того, нынешние успешные писатели вообще не оканчивали Литературный институт и не пишут художественные произведения, зато дают советы про секс, похудение, личностный рост и воспитание детей. И у читателей это все более востребовано, чем творчество Александра Проханова или Евгения Рейна, коего Бродский сравнивал с Пушкиным.

Поэтому если говорить о настоящем Союзе писателей, то он будет собираться не в Доме Пашкова на съезд, а на полках книжных магазинов. И поддерживать писателей рублем будут именно поклонники их творчества, а не государство или творческий союз.

Так что если не создать организацию, в которую популярные и продаваемые авторы будут стремиться, то на книжных полках и в президиумах съездов будут представлены совсем разные люди.

Кирилл Шулика

Подпишитесь