Posted 30 января, 18:00

Published 30 января, 18:00

Modified 30 января, 20:38

Updated 30 января, 20:38

Алексей Макаркин: Наметился тренд по изъятию активов у «российских иностранцев»

Алексей Макаркин: Наметился тренд по изъятию активов у «российских иностранцев»

30 января 2025, 18:00
Фото: Image by freepik
.
История с аэропортом «Домодедово» демонстрирует относительно новый риск для собственников на российском рынке — наличие у них иностранных паспортов.

Такая практика достаточно распространена, и «российских иностранцев» до последнего времени считали своими. Но теперь ситуация меняется.

Ранее была известна только пара таких дел. Вот одно из них: в 2022 году ФАС обратилась в суд, заявив, что группа лиц, включая иностранного инвестора, путем последовательных сделок установила контроль над Мурманским морским рыбным портом (ММРП), имеющим стратегическое значение «для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Причем это произошло без обязательного в таких случаях предварительного согласования со специальной правительственной комиссией. Антимонопольное ведомство посчитало, что такие действия нарушают закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Арбитражные суды в 2022–2023 годах постановили порт у собственников изъять.

Сходная ситуация с некоторыми нюансами была с Соликамским магниевым заводом.

Эти сюжеты не привлекли большого внимания из-за своего локального характера (в «соликамском» деле куда больше обсуждается судьба акций миноритариев). Однако в нынешнем месяце имели место уже две истории, связанные с иностранными собственниками.

Первая — дело бывшего топ-менеджера «Газпрома», директора ООО «Газпром энерго» Алексея Митюшова, объявленного в 2023 году в розыск по обвинению в хищении средств «дочки» «Газпрома». По версии Генпрокуратуры, будучи гражданином Литвы и имея вид на жительство в Испании, он в нарушение российского законодательства и без ведома правкомиссии и ФАС фактически установил «иностранный контроль» за предприятиями, имеющими стратегическое для страны значение. Речь идет о восьми предприятиях, занимающихся обслуживанием башкирского ООО «Газпром нефтехим Салават». Литовский гражданин Митюшов покупал их акции от имени подконтрольных ему российских компаний.

И вот теперь дело «Домодедова». Арбитражный суд Московской области, удовлетворив ходатайство, поданное в рамках искового заявления Генпрокуратуры, арестовал 100% долей ООО «ДМЕ Холдинг», владеющего аэровокзальным комплексом «Домодедово». Генпрокуратура утверждает, что структуры аэропорта «Домодедово» оказались в собственности зарегистрированной на Мальте компании «Аламо лимитед» и под реальным контролем резидентов иностранных государств: Дмитрия Каменщика (Турция, ОАЭ) и Валерия Когана (Израиль).

В 2024 году, по версии Генпрокуратуры, Каменщик и Коган «решили создать ложную видимость отсутствия иностранного контроля над стратегическими предприятиями». Для этого они обратились в ФАС с ходатайствами о согласовании сделок по передаче стратегических предприятий под контроль ООО «ДМЕ холдинг», учредителями которого являются Каменщик (1%) и АО «Аламо холдинг» (99%, бенефициар — Каменщик). Скрыв при этом статус Когана как контролирующего ГК «Домодедово» лица и сведения о его израильском гражданстве.

В результате правкомиссия и ФАС, «будучи введенными Каменщиком и Коганом в заблуждение», согласовали им сделки. Генпрокуратура пришла к грозному выводу, что, «установив иностранный контроль над названными стратегическими обществами, Каменщик и Коган следуют агрессивной политике западных государств по нанесению стратегического поражения Российской Федерации путем причинения ущерба ее экономике». Таким образом, бенефициары аэропорта обвиняются и в обмане ФАС и правкомиссии — так объясняется то обстоятельство, что, в отличие от других аналогичных дел, иск Генпрокуратуры последовал после решений этих инстанций.

Все это вписывается в наметившийся тренд по изъятию активов у «российских иностранцев». В 2016 году Каменщику удалось сохранить контроль над аэропортом, несмотря на уголовное дело и домашний арест — позднее оно было прекращено по реабилитирующим основаниям. Сейчас шансов на сохранение контроля у него, как представляется, существенно меньше.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies