Top.Mail.Ru

Posted 28 января, 16:01

Published 28 января, 16:01

Modified 28 января, 16:03

Updated 28 января, 16:03

Социолог: Такие татуировки бывают только у проституток и петербурженок

Социолог: Такие татуировки бывают только у проституток и петербурженок

28 января 2025, 16:01
Северная столица имеет серьезные тату-отличия от остальной России.

Татуировки давно вошли в моду по всему миру у самых разных слоев населения. И если пару-тройку десятков лет назад такой способ самовыражения казался свойственным в основном 20-30-летним (они ведь часто стремятся бросить вызов или просто послать некий месседж обществу), то сегодня ситуация меняется. На пляжах можно лицезреть немало взрослых и даже пожилых людей, украшенных явно свежими «татухами». Это не считая тех, кто сделал татуировку в юности и просто обновляет, по каким-то причинам не желая сводить.

Спрос рождает предложение, поэтому вокруг тату возникла разветвленная инфраструктура — салоны (обычные и модные), мастера (стандартные и креативные), сообщества (некоторые каналы с фотографиями насчитывают сотни тысяч пользователей), публикации о потенциальном вреде (медицинском) и такой же потенциальной пользе (психологической).

И, как любое социокультурное явление, татуировки становятся объектом исследований. Сегодня мы говорим с социологом Николаем Данилевским, ряд высказываний которого нас, честно говоря, поначалу поставил в тупик.

— Татуировки делают практически везде?

— «Практически» — здесь, наверное, ключевое слово. Потому что данные по количеству салонов, по числу мастеров очень косвенные. И очень разрозненные. По многим мусульманским регионам у меня вообще нет информации. Но если вас интересуют большие города, в том числе Санкт-Петербург, то свои отличия есть.

— В чем, например?

— Ну, хотя бы в численности тех, у кого есть тату. Если в Москве, по некоторым данным, число людей с татуировками может превышать 20%, то в Питере доля как минимум вдвое меньше. Санкт-Петербург — город более олдскульный, более традиционный. Здесь не очень принято сразу же пробовать что-то новое. Многие социальные группы к татуировкам до сих пор относятся негативно. И это тоже может сдерживать людей от их нанесения.

— А тематически отличается Питер?

— Тут стоит говорить не о тематическом отличии, а о совершенно неожиданной стороне вопроса — татуировки в городе на Неве в среднем намного крупнее, чем в других регионах, в том числе в Москве.

— Известно, почему?

— Не всему из области накопленных наблюдений можно сразу же найти логичное объяснение. Однако некоторые специалисты указывали, что более крупный размер изображения свойственен представительницам древнейшей профессии.

— У проституток крупнее тату?

— Да, это давно описанный в научной литературе факт. Тут нечему удивляться: желание привлечь к себе больше внимания, стремление выделиться, убежденность в том, что у тебя будет больше постоянных клиентов — все это влияет на то, что работницы данной сферы услуг не просто чаще наносят рисунки, но и «забивают» ими тело активнее.

— Может быть, тогда стоит сделать вывод о том, что у жительниц Северной столицы не сексуальное поведение какое-то особо активное, а просто сильнее желание выделиться?

— Никого не хочу обидеть, но я бы так уж не отделял одно от другого. Это ведь все происходит на подсознательном уровне, генетическом. Тяжелее условия бытования в определенной климатической среде — сильнее желание найти защиту, тепло, уют, какие-то блага, деньги. Женщина в Санкт-Петербурге больше зависима, чем в более теплых регионах. Она не становится уже от этого проституткой, но в ней природой заложена повышенная склонность к борьбе за внимание мужчины, за возможность удовлетворить его. Женщина об этом не задумывается, но сделать тату покрупнее — это как раз та самая компенсаторная функция.

— Хорошо, но мы так говорим, будто татуировки делают только дамы.

— Конечно, не только. Но вот тут начинается самое интересное. Соотношение мужчин и женщин с татуировками в Москве — примерно 60:40, в Ярославле — 50:50, в Питере — 30:70. Женщины впереди с большим отрывом.

— Вы сказали, что «забивают» тело активнее. Это ваши предположения — или есть статистика?

— Это легко подтверждается — любого тату-мастера спросите. В городах с холодным климатом сильнее зависимости. Любые. А в науке есть такое устоявшееся понятие, как «синяя зависимость» — это когда люди, сделав первую татуировку (причем совершенно неважно, в каком возрасте), очень скоро приходят за второй. Как с водой в жару: открыл крышечку, сделал глоток — и не остановишься, пока всю бутылку не выпьешь. А тут остановиться еще сложнее. При этом бутылка долго не заканчивается. Допускаю, что в условном Краснодаре или Воронеже у многих обладателей татушек они единственные. В Питере 90-95% возвращаются за «продолжением».

— Мне все не дает покоя информация про размер. Он ведь, как известно, имеет значение. Можно ли предположить, что в Петербурге просто выше качество и сложнее сюжеты татуировок? Все-таки здесь центр культуры, искусства, особая богемная среда…

— Увы. Сюжеты не сложнее, а то и проще. Так что в эту сторону пока можно не копать…

— Ну хоть что-то положительное мы можем сказать о питерских тату?

— Да — радикализма нет. Минимум полностью забитых тел. Прямо совсем единичные случаи. И нет крайне рискованных историй, когда жертвуют здоровьем, нанося тату, например, на глазные яблоки или на язык.

Беседовал Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь
Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies