Posted 28 января, 10:07
Published 28 января, 10:07
Modified 28 января, 10:09
Updated 28 января, 10:09
При президенте Байдене, как и при ряде его предшественников, американская гегемония и доминирование ни для кого не были секретом, но оказывались, что называется, прикрыты ширмой благородства.
Было принято считать, что «союз с США» — это отношения практически равных сторон, когда Соединенные Штаты в рамках совместного продвижения демократии поставляют оружие и деньги, а полная благодарности страна-получатель добровольно следует в фарватере внешней политики Вашингтона.
Это, кстати, до определенной степени работало: любая гегемония держится не только силой — созданная гегемоном система должна быть умеренно выгодной для всех ее участников, покуда они не заходят за расставленные хозяином флажки.
В рамках этой системы Америкой вполне можно было манипулировать. «Ну ладно, будем бомбить Газу обычными бомбами без высокоточного наведения — что они, откажутся нас поддерживать, что ли». «Ну ладно, нам запрещают, но мы все равно зайдем в Курскую область — что они, откажутся нас поддерживать, что ли». И действительно не отказывались.
Колумбийский случай (когда ослушавшаяся страна за пару часов была поставлена на место угрозой санкций и визовых ограничений) продемонстрировал, что больше прикрываться ширмой никому не надо, поводок американского могущества оказался куда короче, а по ошейнику пустили ток.
С одной стороны, это, конечно, честнее, да и коренной внутриамериканской аудитории понятнее: мы платим деньги, мы заказываем музыку без полутонов и намеков. Мы вас поддерживали, теперь вы поддержите нас.
С другой стороны, именно флер благородного союза, возможность маневра и взаимная выгода долгие годы делали американское доминирование столь эффективным. Но в век подъема альтернативных центров силы и многополярности такая ширма благородства, пожалуй, останется роскошью прошлого.
Алексей Наумов, журналист-международник, политолог, автор Telegram-канала «Внешпол»