Posted 15 января, 08:05
Published 15 января, 08:05
Modified 15 января, 08:28
Updated 15 января, 08:28
9 января 2025 года на новостных лентах появилась информация о том, что Мещанский суд Москвы продлил домашний арест жене бывшего мэра Сочи Алексея Копайгородского Янине до 17 февраля. Сообщалось также, что под домашним арестом жена экс-мэра находится с 13 ноября 2024 года.
Учитывая информационное «безрыбье», которое традиционно царит в отечественных СМИ в первую декаду года, новость вызвала у кого-то интерес, а у кого-то даже злорадство: ничто так не поднимает настроение читающей публики, как сообщения об очередных репрессиях против крупных чиновников. А когда речь идет о таком сложном и скандально известном регионе, как Сочи, это злорадство только усиливается: ну как же, знаем — это Сочи, где, как известно, не только темные ночи!
Если верить многочисленным сообщениям в СМИ и соцсетях, бывший мэр Копайгородский и его жена Янина якобы обвиняются в каких-то махинациях с недвижимостью и вымогательством взятки у местного предпринимателя. Как сообщается, сам Алексей Копайгородский находится в СИЗО до 17 февраля. Его супруге — матери пятерых детей Янине Копайгородской — повезло больше: ей в качестве меры пресечения избрали домашний арест. На первый взгляд, типичная история, каких в нашем государстве случается немало: чиновник вроде бы занимался темными делами, жена ему, как утверждают, помогала.
Но это только на первый взгляд. Люди внимательные и знающие ситуацию в городе-курорте сразу отметили в этой истории ряд нюансов, которые вызывают определенные вопросы.
Первый нюанс — обстоятельства дела. По данным Следственного комитета, еще осенью 2023 года Копайгородские якобы вымогали скидку у краснодарского предпринимателя Арсена Мкртчяна, являющегося братом учредителя компании «Грант Инвест Холдинг», который построил в Сочи на улице Цюрупы 11-этажный жилой дом. Как заявил сам Мкртчян (правда, почти год спустя), бывший мэр требовал от него предоставить скидку на несколько квартир в этом доме, и в этих переговорах якобы участвовала Янина Копайгородская. Однако никаких доказательств факта переговоров заявитель не предоставил.
Главное обвинение со стороны застройщика состоит в том, что эти квартиры куплены не по рыночной стоимости (около 330 тысяч рублей за квадратный метр), а по явно заниженной — 90 тысяч за метр. Но даже в этом случае застройщик явно не обеднел, поскольку себестоимость жилья в этом не самом элитном сочинском доме, по данным адвоката Ивана Миронова, составляет 65-75 тысяч рублей за метр. То есть если даже предположить, что кто-то надавил на Мкртчяна и заставил его попросить своего брата продать жилье ниже рыночной стоимости, он все равно получил порядка 20% прибыли.
Примечательно, что «вспомнил» об этой истории Арсен Мкртчян, по данным некоторых СМИ, только после того, как у него самого возникли проблемы с использованием бюджетных средств.
Еще один нюанс в деле Копайгородских — где был задержан бывший мэр Сочи. А произошло это в зоне СВО, на территории Луганской народной республики, где Алексей Копайгородский проходил службу в качестве добровольца. Да-да, еще в мае прошлого года глава города-курорта неожиданно подал в отставку. Наблюдатели тогда прочили ему переход на новую должность федерального масштаба, поскольку градоначальник показал довольно эффективные результаты своей работы, за которую он получил медаль «За заслуги в общественной деятельности», а в 2022 году даже вошел в тройку лучших мэров России.
Однако ни на какое повышение бывший мэр не ушел, а отправился в зону специальной военной операции. Напомним, бывший сочинский мэр начинал карьеру как кадровый офицер — он окончил знаменитое Краснодарское высшее военное училище им. Штеменко, где готовят специалистов по защите информации. Видимо, в какой-то момент Копайгородский посчитал, что принесет больше пользы не в мэрском кресле, а в окопах СВО.
Янина вместе с мужем также отправилась в прифронтовую Луганскую республику. Помимо этого, Янина Копайгородская активно занялась волонтерством и помощью гражданскому населению Донбасса. Всего за 100 дней пребывания в зоне СВО она совершила 26 военных командировок в самых разных направлениях — Донецк, Северодонецк, Кременная, Новоайдар…
По рассказам очевидцев, жена бывшего мэра неоднократно бывала на линии боевого соприкосновения, не раз попадала под обстрелы, пользовалась заслуженным уважением со стороны командования и простых бойцов. Она регулярно вывозила взрослых и детей из ЛНР и ДНР для реабилитации в Санкт-Петербург, Москву и Сочи.
В сентябре прошлого года Алексей Копайгородский был задержан прямо в зоне СВО и отправлен в СИЗО. А затем его супруга, которая тоже служила на СВО, была вызвана следователем через командира военной части в следственное управление в качестве свидетеля. По боевому распоряжению она прибыла в Москву в командировку, после чего была задержана и отправлена под домашний арест, контракт с ней был прекращен задним числом. Напомним, главное обвинение против нее было выдвинуто «мусорным королем Краснодарского края».
В контексте этих событий хотелось бы упомянуть еще один нюанс: 9 января, когда Копайгородской продлили пребывание под домашним арестом, к зданию Мещанского суда приехали жители новых российских регионов. С собой женщины привезли петицию на имя президента России от жителей Луганской народной республики. Всего подписались более 50 семей, а это около 200 человек, которые просят объективно разобраться с делом Алексея и Янины Копайгородских.
Этих женщин можно понять — ну не укладывается в их головах информация о том, что человека, который столько сделал для армии и мирных жителей ЛНР, обвиняют в вымогательстве взятки!
Впрочем, кто прав, а кто виноват в этой истории, судить не нам и не тем луганчанам, кто сегодня переживает за судьбу Янины Копайгородской, — это прерогатива компетентных органов, а точку поставит суд. По-другому в правовом государстве и быть не должно.
Семен Разумов