Posted 6 января, 08:49
Published 6 января, 08:49
Modified 7 января, 06:29
Updated 7 января, 06:29
Интересные наблюдения может сейчас делать абсолютно каждый. Любые разговоры об успешном импортозамещении оказались пшиком. Даже сейчас, когда спустя три года после ухода «МакДоналдса» с российского рынка появились робкие прогнозы мегакорпорации о возможности возвращения обратно, эта новость встречается на ура подавляющим большинством. Местный заместитель, пришедший, по сути, на все готовое, не смог стать успешным игроком с хорошим имиджем: замасленные бумажки с дорожающими вдвое-втрое бургерами, в них завернутыми, посреди уже не таких чистых столов и т. п.
«Лада», которая должна была расправить крылья, никому не нужна, потому что за это время она тоже подорожала вдвое-втрое. Корыто купить за 700 тысяч еще можно, но за 2,7 млн — извините…
И так будет, если пройтись по всем отраслям экономики. Эти два примера — просто совсем уж наглядная карикатура. Если верить экспертному сообществу, то в менее заметных широкому глазу областях ситуация еще хуже: например, в промышленном секторе, где попытки побороть зависимость от зарубежной техники и компонентов показывают аховый результат. Сколько лет поют про «суперджет», да только все, кто может, включают в райдеры строчку — «перелеты, кроме…»
Ладно, техника. Мы банально отдых на зарубежных курортах не можем пока что импортозаместить даже Краснодарским краем. Если не хотим сгинуть, как птица в мазуте, то куда нам дальше ехать импортозамещаться? Морей вокруг России много, теплых и благоустроенных больше нет.
К чему я веду? А к тому, что люди, которые еще год-два назад повторяли мантры, услышанные от пропагандистов по ТВ или в интернете, уже оставили эту тему. Точно так же, уверен, оставят когда-нибудь и антизападные настроения. Потому что жить в осажденной крепости менее комфортно, чем когда кругом — не враги, а новые возможности. И эта шелуха тоже быстро отслоится.
Николай Яременко, главред ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ