Posted 25 декабря, 20:57
Published 25 декабря, 20:57
Modified 25 декабря, 21:05
Updated 25 декабря, 21:05
Очередное загадочное происшествие произошло на дне Балтийского моря — в среду эстонский оператор сетей электро- и газоснабжения Elering зафиксировал аварию на кабеле EstLink 2, проложенном между Эстонией и Финляндией. В 10:26 по Гринвичу произошел незапланированный перерыв в работе соединительной линии Estlink 2, говорится в заявлении оператора Fingrid, в результате чего доступная мощность снизилась до 358 МВт с установленной мощности 1016 МВт.
Контекст. Линия EstLink 2 состоит из преобразовательных станций в Эстонии и Финляндии и более 170 км кабеля постоянного тока, из которых около 12 км проложены по суше в Эстонии (подземный кабель), около 147 км — по дну Финского залива и около 14 км — по суше в Финляндии (воздушный кабель).
Премьер-министр Финляндии Петтери Орпо незамедлительно отреагировал на происшествие.
«Даже в Рождество власти находятся в состоянии готовности расследовать это дело», — написал он в соцсети.
Как отмечает Reuters, власти балтийских стран находятся «в состоянии повышенной готовности» к потенциальным актам саботажа после серии отключений электрокабелей, газопроводов и телекоммуникационных линий в Балтийском море в последние годы.
Вместе с тем, агентство напоминает, что в ряде случаев речь шла об обычных технических неисправностях. Так, например, та же линия EstLink 2 в этом году не работала с января по сентябрь из-за аварии, вызванной, предположительно, внутренним коротким замыканием кабеля (точную причину оператор обещает назвать позднее). Ремонт повреждения обошелся в 30 млн евро, при этом цена на электроэнергию в Эстонии во время простоя линии выросла на 10%.
На этот раз причины аварии тоже не удалось установить по горячим следам. Однако газета Iltalehti приводит данные сервиса MarineTraffic, который отслеживает морское движение, согласно которым вблизи кабеля в момент аварии находился контейнеровоз Xin Xin Tian 2 под флагом Гонконга.
«Возможность вандализма исключать нельзя. Однако мы рассматриваем ситуацию в целом и сообщим о причине неисправности, когда она станет известна», — приводит служба новостей общественного вещателя Yle слова начальника диспетчерской службы Fingrid Арто Пахкина.
При этом он подчеркнул, что для функционирования европейской энергосистемы важно, чтобы все соединительные линии были в рабочем состоянии
Пока же для энергоснабжения Эстонии будут использоваться имеющиеся в регионе резервные мощности, способные компенсировать потери из-за аварии EstLink 2. Кроме того, продолжает работу менее мощная параллельная линия Estlink 1.
Это уже не первый подобный случай за последнее время. Утром 18 ноября этого года финская госкомпания Cinia сообщила об аварии на телекоммуникационном кабеле C-Lion1 длинной 1173 км, который связывает Хельсинки с германским городом Росток. Это единственный финский подводный кабель, который идет напрямую в Центральную Европу, при этом для экономии средств его проложили вдоль трассы газопроводов «Северный поток». Днем позже шведская телекоммуникационная компания Telia заявила о прекращении функционирования второго кабеля, соединяющего шведский остров Готланд с Литвой. В местах повреждений эти кабели находятся примерно в 10 метрах друг от друга.
Главным подозреваемым в этом инциденте, вызвавшем острую международную реакцию, остается 225-метровый китайский сухогруз Yi Peng 3. Это судно больше месяца стояло на якоре под наблюдением ВМС Дании в международных водах в проливе Каттегатт. На прошлой неделе на его борту побывали уполномоченные представители Швеции, Китая, Германии, Финляндии и Дании. Как сообщил глава шведской комиссии по предотвращению несчастных случаев Юнас Бекстранд, власти королевства получили «значительно больше фактов, чем ранее» в результате этого визита. Вслед за этим Yi Peng 3 позволили сняться с якоря и взять курс на Египет.
«РосБалт» уже отмечал, что как и в случае с аварией на подводном газопроводе Balticconnector, случившейся чуть больше года назад, на Западе до того, как сделать главным подозреваемым китайское судно, по привычке начали кивать в сторону России, намекая, что это очередное проявление «гибридной войны» с ее стороны.
С тех пор мало что изменилось. «Мы не верим, что все происходит просто так», — заявил о повреждениях подводных кабелей премьер-министр Швеции Ульф Кристерссон на саммите лидеров Северной и Южной Европы, который в минувшие выходные проходил на горнолыжном курорте Саариселькя в финской Лапландии.
19 ноября министр обороны Финляндии Антти Хяккянен заявил, что власти стран региона Балтийского моря извлекли уроки из ошибок расследования повреждения Balticconnector и готовы остановить судно, если оно подозревается в причастности к повреждению кабелей связи.
Кроме того, как ранее рассказывал «РосБалт», НАТО приступило к созданию флота надводных дронов, способных делать фото- и видеосъемку дна, для мониторинга и защиты ключевой инфраструктуры в Балтийском море.
Михаил Макаров