Самоокупаемый обман

Самоокупаемый обман

24 декабря, 18:13
Что делать с теми, кто заставляет стариков поджигать полицейские участки и банкоматы?

В России перед Новым годом наблюдается уже очередная волна поджогов банкоматов, полицейских машин и участков, МФЦ, отделений почты после звонков мошенников, которые сначала обманом получают от жертв деньги, а потом предлагают их вернуть в обмен на якобы «помощь спецслужбам», вынуждая совершить преступление.

Тема действительно серьезная, недаром она прозвучала на «прямой линии» Владимира Путина. Ведущие вообще предложили ударить по украинским колл-центрам из «Орешника», но президент посчитал, что есть более важные цели для нового оружия. Однако бороться с этим «самоокупаемым мошенничеством» действительно нужно. Преступники ведь и деньги получают с несчастных стариков (и не только), а потом еще и подталкивают их на акты по дестабилизации обстановки в России. Сейчас мы видим поджоги, на выборах президента было поливание бюллетеней зеленкой, а еще раньше целями для нападений буквально зомбированных россиян стали военкоматы.

Пока самый значимый ответ России на эти действия — возбуждение уголовных дел по террористическим статьям, но не в отношении тех, кто звонил, а в отношении тех, кто потерял деньги и пытался их вернуть любыми способами. Однако тут следует отметить, что к жертвам злоумышленники применяют методы социальной инженерии, значит, они просто не понимают, что творят, то есть у них нет умысла. Умысел есть только у мошенников, но достать их из Украины невозможно.

Теперь говорят об ограничении или полном запрете звонков через мессенджеры. Сейчас, по оценкам операторов связи, около 40% вызовов в мессенджерах совершают мошенники, при этом примерно 70% из них поступают из-за рубежа. Операторы связи говорят, что не могут без дополнительных инструментов блокировать звонки в мессенджерах и подобное ограничение возможно только на уровне Роскомнадзора. Однако, во-первых, мошенники звонят и по телефону, никаких сложностей в этом нет. Причем, тут уже и наши отечественные мошенники, обирающие стариков, не отстают. Отключить же всю связь россиянам невозможно, ибо это существенно сложнее, чем заблокировать YouTube.

Поэтому для борьбы с украинскими колл-центрами уголовные дела и технические ограничения будут иметь такой же эффект, как удары «Орешником» по мошенникам. В конце концов тут мы имеем дело с социально-политической проблемой.

Как правило, жертвами становятся старики, бывает, что и одинокие. И тут необходимы огромные усилия родственников и государства, чтобы научить их не брать трубку, если звонят с незнакомых номеров и уж тем более не вступать в контакт с незнакомцами, даже если этот незнакомец представляется Эльвирой Набиуллиной или Владимиром Путиным. Вроде бы просто, но тут важна системность такой работы.

Кроме того, для меня абсолютно очевидно, что надо минимизировать звонки гражданам из банков. Если что, граждане сами туда обратятся. Сейчас же банки звонят с предложениями кабальных кредитов и всякой другой ерунды. Причем, из тех же самых колл-центров, которые мошенническими еще не считаются. Преступники же тоже говорят, что звонят из банков, потом происходит процесс психологической накачки, изъятия денег, а дальше уже жертва готова на все. Был случай, когда дочери уже арестованного в Ленинградской области за поджог отца звонили мошенники и говорили, что скажут, где он находится, если она пришлет им свое фото в обнаженном виде.

Еще одна проблема — утекшие базы. Как правило, мошенники используют их, а не звонят простым перебором номеров. С одной стороны, персональные данные надо защищать, а с другой — просто не собирать. Вот зачем Роскомнадзору, например, база блогеров, ведущих аккаунты с более чем 10 тысячами подписчиков? Тут ведь все довольно просто. Чем больше имеется баз данных, тем больше вероятность того, что они утекут.

Ну и, наконец, наверное, самое важное — доверие к правоохранительной системе. Например, мне на почту пришло письмо от «ФСБ по Ростовской области», где был черновик постановления о возбуждении уголовного дела в отношении меня по доносу и предложение «порешать вопрос». Я предполагаю, как много людей, получив такое, поверили, что это правда. И если уж не все сразу отдали деньги, то по крайней мере в холодном поту начали гадать, что это все значит.

Граждане просто должны быть уверены, во-первых, в том, что банки не просят по телефону переводить деньги, а во-вторых, что правоохранительные органы, если им написать заявление, сами будут искать мошенников и не станут предлагать поджигать машины полиции, чтобы «дать сигнал вертолетам ФСБ из Москвы».

Мошеннические колл-центры используют уязвимости, которые есть в государстве, те слабые места, которые чуть ли не с пеленок известны гражданам. Например, люди старой закалки верят всему сказанному. На них магические действует слово «ФСБ», а тем более если «ее представитель» говорит, что вы случайно «профинансировали ВСУ». Уже, наверное, практически все россияне уверены, что полиция не будет искать украденные деньги, значит, надо действовать самому, пусть и довольно странными методами. Иначе никто не компенсирует сбережения.

И вот главное сейчас бороться не со звонками через мессенджеры, а с этим уязвимостями, повышая доверие к правоохранителям.

Пока же просто позаботьтесь о близких. Два раза в день проговаривайте им, чтобы они не отвечали на звонки с неизвестных номеров и не вели диалогов с незнакомцами. В конце концов купите старикам кнопочный телефон и сотрите из их смартфона банковские приложения. Потому что помимо уголовных дел, существуют еще более трагические сценарии, которые на слуху. Обманутые просто умирают от обиды и отчаяния. Поэтому оценивайте угрозу со стороны мошенников максимально серьезно.

Кирилл Шулика

#Главное #Происшествия #Спецпроекты #В России #Телефонный терроризм в России #Кирилл Шулика #Меры безопасности #Телефонные мошенники #Поджигатели
Подпишитесь