В Санкт-Петербурге планируется строительство новой ветки метро — она получит название Красносельско-Калининской. На карте метро СПб новая ветка будет иметь свое обозначение — для нее выбран коричневый цвет. Поэтому уже сегодня петербуржцы называют ее «коричневая ветка метро».
Новая линия будет соединять между собой две части Санкт-Петербурга — северо-восточную и юго-западную. Пока проектом предусмотрено шесть станций, из которых две собираются построить и открыть для пассажиров уже в 2025 году, а остальные достроят до 2030 года.
Первый участок от станции метро «Путиловская» до станции «Юго-Западная» планируется открыть в 2025 году, о чем заявили в петербургском комитете по строительству. Эта линия по счету будет шестой, а в истории Северной столицы она станет второй, в составе которой на этапе открытия будет лишь две станции. Стоит напомнить, что, к примеру, первая линия открылась уже с семью станциями, вторая — с пятью, а третья и четвертая — с четырьмя.
Изначально изучалось несколько вариантов расположения перехода между станциями «Кировский завод» и «Путиловская» — в торце пути направления или над ним.
Андрей Полевой, заместитель председателя комитета по строительству СПб, в беседе с изданием «Канонер» отметил, что выбор был сделан в пользу перехода, который будет примыкать к торцу станции «Кировский завод». В его структуре будет несколько эскалаторных и лестничных спусков.
«Подошли к концу работы, связанные с проходкой тоннелей между двумя станциями, также завершены и базовые горнопроходческие работы. Начато строительство платформ, вестибюлей, а также служебных помещений. Пересадочный узел строится со стороны „Путиловской“, — рассказал Полевой.
В структуру новой коричневой ветки метро Санкт-Петербурга войдет станция «Юго-Западная» — одна из двух, открытие которых запланировано до конца следующего года. Ее вестибюль будет находиться на участке пересечения двух улиц — Маршала Жукова и Казакова. В Красносельском районе СПб это будет первая по счету станция метро, и ее появление, как ожидается, окажет благоприятное влияние на транспортную доступность. Так что жители Красносельского района ждут ее с особым нетерпением.
Строительство станции «Юго-Западная» в Санкт-Петербурге уже стартовало. По данным на конец лета 2024 года, в активной стадии находились отделочные работы. Известно, что вестибюль у станции будет наземным. В отделке планируется использовать гранит красного и серого цвета, а также мрамор. Достаточно интересно представленное решение по освещению станции — установят светильники, которые будут расходиться по направлению к углам от центра в виде лучей. Согласно проекту такое расхождение лучей визуально будет напоминать форму Георгиевского креста и ордена Святого Георгия — военных государственных наград.
С целью софинансирования строительства новых станций метро в СПб петербургское правительство попросило выделить из федерального бюджета 500 млрд рублей. Известно, что эта сумма может быть выдана в формате кредита.
Николай Линченко, вице-губернатор Санкт-Петербурга, обсуждая бюджет города на период с 2025 по 2027 год, отметил, что средств исключительно из петербургского бюджета на реализацию новых проектов будет недостаточно.
«Развивать петербургское метро на деньги исключительно из бюджета города не получится. Однако при поддержке российского правительства, президента работа продолжается, обращения уже направили. В настоящее время ведется проработка схемы выделения дополнительных средств в формате кредита или облигаций инфраструктурного типа», — объяснил вице-губернатор.
По словам Линченко, в 2025 году из бюджета Санкт-Петербурга на строительство новых станций метро в городе будет направлено 35 млрд рублей, далее, в 2026 году, выделят сумму в размере 55 млрд рублей. В 2027 году из городского бюджета на эти цели направят 80 млрд рублей. Суммарно это составит 170 млрд рублей, тогда как общий объем затрат составляет не менее 1 трлн рублей.
«Путиловская» — еще одна станция метро Санкт-Петербурга, которая войдет в состав коричневой ветки. Ее планируется открыть для пассажиров ближе к концу 2025 года. Вестибюль станции будет располагаться по адресу: улица Васи Алексеева, 72, рядом с улицей Маршала Говорова и проспектом Стачек. С этой станции метро СПб можно будет перейти на «Кировский завод», чтобы далее ехать уже по красной ветке.
В настоящее время станция готовится к началу отделки. В ее центральном зале запроектированы эффектные арки из стали, в которых будут установлены светильники на светодиодах. Согласно проекту это позволит сформировать динамичный и современный образ городского метро. Наземный вестибюль будет украшен мозаичными панно с сюжетами из истории Путиловского завода, аналогичный декор будет размещен над эскалатором на стене.
До конца 2024 года для пассажиров откроет свои двери станция метро «Горный институт», которая войдет в структуру оранжевой ветки. Она расположена на участке, где пересекаются Косая линия и Большой проспект Васильевского острова, на его юге.
Станция метро «Горный институт» структурно относится к Лахтинско-Правобережной линии. Она соединяет юго-восток Северной столицы с ее центром.
В настоящее время отделочные и другие работы на станции уже завершены. В декоре вестибюля использованы элементы из мрамора голубого цвета — по замыслу архитекторов, это напоминает об идее, принадлежавшей императору Петру Великому. Как известно, он собирался все дороги на Васильевском острове превратить в каналы. В декоре вестибюля будут использованы панно в черно-белых гаммах с изображением судостроительных верфей, петербургских набережных и гор.
Открытие станции «Горный институт» повысит транспортную доступность кварталов, рядом с которыми она появится. Кроме того, она сделает более надежной и удобной транспортную систему, свяжет Васильевский остров с Лиговским проспектом и Сенной площадью — эти участки в течение длительного периода времени даже наземный транспорт не обслуживал.
Станция «Театральная» запроектирована как транзитная до «Горного института», работать она начнет уже в 2024 году, а вот пассажиры смогут пользоваться ей не раньше 2029 или даже 2030 года. Эта станция будет располагаться рядом с Мариинским театром, на Лермонтовском проспекте. Предполагается, что ее открытие обеспечит разгрузку сразу нескольких станций оранжевой ветки Санкт-Петербурга — «Сенной площади», «Садовой» и «Спасской». Эти станции считаются самыми загруженными с точки зрения трафика, поскольку ими пользуются пассажиры, живущие и работающие в Адмиралтейском районе.
В настоящее время подходит к концу возведение подземного павильона этой станции метро СПб. Продолжается работа над проектом надземного вестибюля «Театральной». Интерьер самого вестибюля будет выдержан в голубом и сером цветах — согласно замыслу и документам проекта, в таком виде он будет похож на театральные подмостки. Стены будут украшены изображениями балерин.
Станция «Богатырская» будет располагаться на участке пересечения Богатырского проспекта и Туристской улицы в Приморском районе.
Станцию «Каменка» построят на углу Шуваловского и Комендантского проспектов. К настоящему моменту последняя станция северного участка зеленой линии метро Санкт-Петербурга — «Беговая», однако за счет двух новых станций она будет продлена.
Согласно новому Генеральному плану Санкт-Петербурга, сроки его реализации — до 2030 года, при этом расчетный срок указан как 2040, а прогнозируемый — до 2050 года. В рамках нового Генплана планируется реконструировать и построить 120 станций метро СПб.
До 2028 года, как следует из Генерального плана, в СПб будет введено девять новых станций. В их числе — уже упоминавшаяся «Театральная», «Ульянка», а также «Яхтенная» и «Авиагородок», плюс второй «Лиговский проспект», который станет пересадочным. Запланировано открытие еще одной пересадочной станции — «Знаменская», через которую пассажиры смогут переходить на «Площадь Восстания» или на «Маяковскую». Откроется также станция «Суворовская-1». Несколько из перечисленных станций изначально собирались открыть до 2030 года, то есть после завершения строительства участка от «Путиловской» до «Каретной» на коричневой линии. Стоимость строительства всех этих станций предварительно оценивается в несколько сотен миллиардов рублей.
14 новых станций метро в СПб собираются открыть до 2030 года. В этот список входят «Магистраль № 31», «Кудрово», а также несколько депо — «Правобережное» и «Красносельское», станция «Шуваловский проспект». Включен и участок до станции «Каретная» — в него планируется включить станции «Боровая», «Заставская» и «Броневая». В числе станций, открытия которых с нетерпением ждут многие петербуржцы, — «Брестская», «Сосновая Поляна», «Улица Доблести» на Красносельско-Калининской линии. На их строительство необходимо будет выделить более 170 млрд рублей.
Есть планы и по строительству новых станций метро в Санкт-Петербурге и до 2035 года. В частности, может быть продолжена красная линия — на участке от «Пулково», которая уже есть в официальных планах, до «Технологической долины». На этом участке могут появиться станции «Пушкин», «Кампус», «Царское село» и другие.