Posted 18 декабря, 12:51
Published 18 декабря, 12:51
Modified 18 декабря, 13:32
Updated 18 декабря, 13:32
Почти сразу с приходом в Большой театр худрука Мариинки Валерия Гергиева даже весьма состоятельные театралы стали жаловаться на просто астрономические цены на билеты. Это как-то не очень попадало в зону общественного внимания, но перед Новым годом начались страсти вокруг «Щелкунчика», затмившие ажиотаж прошлого года.
У меня есть конспирологическая теория, почему балет Чайковского, на который без особых проблем меня водили в детстве, и на который я купил в кассе билет за час до начала в предрождественской Вене, вдруг стал особо культовым атрибутом Нового года в России. Давайте вспомним, что из художественных произведений можно назвать новогодним символом в постсоветской России? Конечно, фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», где есть и Лия Ахеджакова, и песни в исполнении Аллы Пугачевой. Не показывать, вроде, нельзя, но можно попытаться создать альтернативу. Поэтому, как мне кажется, ажиотаж вокруг «Щелкунчика» и раздувается в медиа.
И тут, наверное, правильный подход, когда новогодняя сказка становится подчеркнуто элитной — тогда к ней будет больше желающих прикоснуться. Не зря ведь «Щелкунчика» включили в новогоднюю программу Первого канала.
Конечно, за билетами на новогодние представления в Большом раньше тоже выстраивались очереди, иногда к кассе приходили ночью, чтобы оказаться первыми. Но это были действительно ценители, те, кто даже приезжал из других городов именно на балет в главном театре страны. Цены были вполне доступны, особенно на верхние ярусы. Поэтому чаще всего водили детей, приобщая их к прекрасному.
В прошлом году элитарность обеспечивали билетные спекулянты, продававшие даже приглашения для разного рода чиновников за суммы ближе к миллиону рублей за пару. В этом же году эту роль взял на себя сам Большой театр, ибо билеты на всяких аукционах стоят столько, что перекупщикам просто нечего делать. Дешевле 15 тысяч на галерку цен не видел никто, хотя пенсионерам обещали билеты за 5 тысяч рублей, а молодежи за 1200. Интересно, кстати, что на сайте ГАБТ указан только нижний предел цен. Ровно как на сайтах билетных спекулянтов, где на особо популярные мероприятия цену вам называют только по запросу.
По словам бывшей солистки театра Анастасии Волочковой, за деньги, которые придется отдать за хорошие места на «Щелкунчике», можно два раза слетать на Мальдивы. Депутат Госдумы и внук нобелевского лауреата по литературе Александр Шолохов в свою очередь отметил, что вырученные с аукционов деньги пойдут на поддержку участников СВО. Хотя интересно, что Валерий Гергиев упоминал, что на них предполагается поддержать артистов.
В интернете по этому поводу уже пишут, что подобная билетная политика наносит культуре ущерб больший, чем «голая вечеринка», ибо делает русскую классику доступной только для богатых. Простой же учительнице уже невозможно сводить ребенка на балет, который просто весь состоит из декларируемых традиционных ценностей. Зато в прошлом году одна запрещенная соцсеть в новогодние каникулы буквально пестрила фотографиями девушек не самого тяжелого поведения в интерьерах Большого. Знающие люди говорили, что в тех кругах теперь сфотографироваться на «Щелкунчике» во много раз круче, чем с пакетами из бутика. В этом году эскортницы начали заранее, выставляя фотографии даже самих билетов. Это неудивительно, потому что цены на них уже существенно превышают средний чек покупок в соседнем с Большим театром ЦУМе.
Эти вопросы Гергиеву задает публика, но скандалы вокруг «Щелкунчика» разгораются и в самом коллективе Большого, где, кстати, до сих пор никто не знает, как худрук собирается поощрять артистов из вырученных за сверхдорогие билеты денег. Например, раньше долгие годы генеральный прогон новогоднего балета проходил в воскресенье днем, чтобы можно было пригласить на него детей артистов и сотрудников театра. В этом же году на этот день зачем-то поставили оперу, а детский праздник перенесли на полдень понедельника, когда идут занятия в школе. Никаких объяснений переноса не последовало, хотя руководству задавались вопросы о том, почему впервые за долгие годы дети артистов и сотрудников театра должны выбирать между последними днями учебного полугодия в школе и традиционным праздником у родителей на работе.
Однако скандал вокруг детского праздника далеко не главный. По решению худрука в новогодние праздники «Щелкунчика» покажут 52 раза, чего не было никогда в истории Большого театра. Просто потому, что это за гранью физических возможностей артистов. Прославленный балетмейстер, постановщик «Щелкунчика» Юрий Григорович уже раскритиковал это решение, заявив, что артисты балета попросту убьют себе ноги.
Ведь если солисты могут меняться, то кордебалет неизменен и должен выйти на сцену 52 раза подряд. Из-за этого большая часть кордебалета Большого ушла в Театр Станиславского, куда артистов с радостью приняли, а на их место по решению Валерия Гергиева привезли кордебалет Мариинки.
По словам Юрия Григоровича, любое тиражирование стирает «первозданность и чистоту поэтической истории», а артистам просто невозможно выложиться, играя полсотни спектаклей подряд.
Получается, что Большой театр превращает одну из своих лучших постановок в самый настоящий чес, какой устраивают перед Новым годом несостоявшиеся и не слишком трезвые актеры, подрабатывающие Дедами Морозами на детских утренниках.
Между тем ректор Академии русского балета имени Агриппины Вагановой Николай Цискаридзе напомнил, что Большой театр получает из бюджета почти 5 млрд рублей. Причем, получает с налогов тех самых учителей, врачей и даже юристов с экономистами, которые теперь не смогут сводить семью на традиционную новогоднюю сказку.
Цискаридзе замечает, что билет не должен стоить как месячный оклад зрителя, но он, видимо, не очень ориентируется в том, сколько зарабатывают посетители балетных постановок. Потому что сейчас цена на билеты в Большой чаще даже выше среднего московского оклада.
И когда с экранов телевизоров нам говорят о продвижении традиционных ценностей через курсы «Разговоров о важном» в детских садах, кажется, что каким-то чиновникам нужно себя занять и показать нужность и патриотичность. Потому что традиционные ценности в детстве надо прививать через сказки и зрелища. Однако стоимость билетов на сказку под силу только малой части родителей этих самых детей. Но раз они такие бедные, им предлагают посмотреть балет не в театре, а по телевизору. В театр же кавалеры поведут эскортниц, чтобы они сделали фотографии для запрещенной в России соцсети.
Вот и возникает вопрос о том, сдало ли нынешнее руководство Большого театра экзамен на знание и понимание традиционных для россиян ценностей?
Кирилл Шулика