Posted 16 декабря, 11:51

Published 16 декабря, 11:51

Modified 16 декабря, 11:53

Updated 16 декабря, 11:53

Алексей Макаркин: Кому сегодня нужны «голубые огоньки»?

Алексей Макаркин: Кому сегодня нужны «голубые огоньки»?

16 декабря 2024, 11:51
Фото: 1MI.
Опрос Superjob, проведенный в нынешнем месяце, показал, что лишь каждый десятый «экономически активный» россиянин будет смотреть в новогоднюю ночь развлекательные программы, а каждый третий включит телевизор для фона.

Самое простое — сказать, что новогодние шоу — это для старших поколений, а молодежь их не смотрит. На самом деле ситуация еще интереснее.

О желании посмотреть эти программы заявили 9% респондентов до 34 лет, 10% в возрасте 35-44 лет и 11% от 45 лет. В опросе не участвовали неработающие пенсионеры, так что самые старшие возраста не представлены или представлены слабо. Но интересно, что и люди советских поколений, заставшие традицию семейного просмотра «голубых огоньков», сильно к ним охладели. Между 25-летними и 55-летними есть разница, но не такая большая, как можно было бы предположить.

Изменения начинаются, когда речь идет о втором варианте ответа — «включу для фона». Его выбирают 34% респондентов. Из них 30% самых молодых, 33% от 35 до 44 лет и 43% от 45 лет. Вот здесь происходит скачок. Для поколений, которые помнят СССР, велика сила инерции. Они уже почти не смотрят новогодние развлекательные программы, но телевизор продолжает играть значительную роль в их жизни. Поэтому он включен для того, чтобы повысить праздничное настроение — под фоновую музыку лучше общается.

47% респондентов вообще не хотят смотреть эти шоу. И здесь цифры закономерны: 51% самых молодых, 47% от 35 до 44 лет и 36% от 45 лет.

Интересно еще распределение по доходам. Наиболее инерционны самые бедные (доход до 50 тысяч рублей). Из них 46% включат телевизор для фона и 37% заявляют, что совсем не будут смотреть. Но и в этой категории лишь 9% сказали, что собираются смотреть, — примерно столько же, сколько среднестатистический «экономически активный» россиянин.

И динамика. С 2020 года число тех, кто намеревается смотреть новогодние «голубые огоньки» и включает телевизор для фона, меняется довольно слабо. А вот количество тех, кто не будет смотреть, значимо подскочило — с 38 до 47% — за счет уменьшения числа затрудняющихся с ответом. Так что колебавшиеся люди свой выбор сделали.

Что произошло? Речь идет не только о снижении интереса к телевизору, который молодые респонденты уже почти не смотрят (а для фона трансляцию можно включить и на компьютере — разницы не будет). Но и, как минимум, еще о двух особенностях.

Во-первых, уходит традиция семейного празднования Нового года, восходящая к тем самым временам, когда несколько поколений смотрели не только «голубые огоньки», но и фильмы про Штирлица или Жеглова. Все более редкой становится ситуация, когда эти поколения живут в одной квартире. Молодые семьи снимают жилье, причем необязательно в родном городе. Выросла мобильность — и, соответственно, молодежь получает больше возможностей для того, чтобы демонстрировать свою самость в культурной сфере.

Во-вторых, можно говорить о том, что позднесоветские поколения уже не устраивает телевизионное предложение. Они продолжают смотреть телевизор, хотя и не столь активно, как люди старших возрастов. Но «линейки кумиров», на которых обязательно надо посмотреть, больше нет. Советские звезды из детства в основном ушли, новые телеперсонажи не вдохновляют. Поэтому и они все чаще включают телевизор в новогоднюю ночь, чтобы был музыкальный фон. Не более того.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь