Что ждет Арктику — развитие или конфликт?

Что ждет Арктику — развитие или конфликт?

13 декабря, 08:30
Петербург стал площадкой для обсуждения будущего российского Заполярья.

Санкт-Петербург вновь подтвердил статус российских ворот в Заполярье, собрав представителей федеральных органов власти, бизнеса, научных и общественных организаций на форум «Арктика: настоящее и будущее», который начал работу в четверг.

«Наша задача — обеспечить жителям севера достойное качество жизни», — заявил, выступая на форуме, первый заместитель Минвостокразвития Гаджимагомед Гусейнов.

В общей сложности при поддержке государства в Арктике сейчас реализуется порядка 950 инвестиционных проектов, направленных на развитие экономики, инфраструктуры и рынка труда северных регионов. Совокупный объем инвестиций по этим проектам составляет более 2 трлн рублей, предполагается создание более 43 тыс. рабочих мест.

Контекст. XIV международный форум «Арктика: настоящее и будущее» проходит 12–13 декабря в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум». В его работе принимают участие более двух тысяч российских и зарубежных ученых, представителей бизнеса и власти. Программа форума насчитывает более 40 мероприятий, разделенных на четыре тематических трека, связанных с достижением национальных целей развития в Заполярье: «Экономика и транспорт как сервис», «Среда для жизни как ценность», «Технологии и наука как механизм», «Народосбережение как основа».

Артур Чилингаров
<a href="http://www.duma.gov.ru/">Госдума РФ</a>

Как напоминает агентство ТАСС, в 2024 году форуму присвоили имя выдающегося петербуржца, полярника Артура Чилингарова, который стоял у истоков мероприятия и множества крупных проектов, направленных на развитие научного, экономического и экологического потенциала российского Севера. В память об исследователе на площадке «Экспофорума» открылось большое интерактивное пространство. Кроме того, первый вице-президент Ассоциации полярников Михаил Слипенчук, выступая на пленарном заседании в четверг, предложил назвать именем Чилингарова одну из новых улиц или проспектов в Санкт-Петербурге.

Атомный ледокол проекта «Лидер»
<a href="https://iceberg.org.ru/">ЦКБ «Айсберг»</a>

Севморпуть в приоритете

Россия находится в процессе коренной перестройки магистральных логистических путей, при этом сильнее всего за последнее время выросло значение Северного морского пути. Это вызвано не только геополитическим «поворотом на Восток», но и климатическими изменениями, которые способны сделать Арктику более пригодной для судоходства.

Именно поэтому в программе форума одно из центральных мест заняла экспертная дискуссия по наиболее актуальным вопросам реализации планируемого федерального проекта «Развитие Большого Северного морского пути» («РосБалт подробно рассказывал о нем в статье „Маршрут XXI века — от Невы до Янцзы через Заполярье“).

Хотя Россия располагает самым большим в мире арктическим флотом, проект такого масштаба, как создание транспортного коридора от Петербурга и Мурманска до Шанхая, потребует дополнительного строительства морских судов различных классов и назначений. Эту задачу придется решать Объединенной судостроительной компании (ОСК).

«Перед ОСК на сегодняшний день стоят очень амбициозные задачи — за последующие 10 лет построить не менее тысячи судов, включая и суда для работы на Севморпути», — рассказал генеральный директор ЦМКБ «Алмаз», входящего в ОСК, Константин Голубев.

Сейчас на Севморпути работает 8 судов, в процессе постройки находятся 16 судов, 2 будут сданы до конца 2024 года, еще 14 будут построены в 2025 и 2026 году. В середине ноября на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду атомного ледокола «Чукотка», предназначенного для проводки кораблей по Севморпути.

Также большое значение придается строительству головного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер», которому присвоено имя «Россия». Этот ледокол водоизмещением более 71 тыс. тонн станет самым мощным в мире — он получит две реакторные установки «РИТМ-400» по 315 МВт. В соответствии с техзаданием, суда проекта «Лидер» при постоянном движении с минимальной скоростью должны преодолевать льды толщиной не менее 4 метров. Главной задачей дня нового класса ледоколов станет обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути и проведение экспедиций в Арктику.

Патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин», построенный для ВМФ России на «Адмиралтейских верфях»
<a href="http://admship.ru/">Адмиралтейские верфи</a>

Арктика как ключевой регион планеты

В марте этого года, комментируя планы Вашингтона по сдерживанию России и Китая в Заполярье, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал Арктику территорией напряженной конкуренции. В свою очередь, главнокомандующий Военно-морским флотом РФ Александр Моисеев, выступая на форуме в Петербурге, также отметил, что Заполярье — это один из ключевых регионов, где разворачивается противостояние ведущих государств мира.

«Обстановка в Арктическом регионе — она непростая, усложняется. Вместо дискуссий о сотрудничестве, взаимодействии все чаще мы слышим обратное, в том числе, что Арктика — это регион возможного будущего конфликта», — отметил он.

По словам главкома ВМФ, военно-политическая обстановка в регионе характеризуется ростом конфликтного потенциала, связанным с активизацией соперничества ведущих государств за доступ к ресурсам Северного Ледовитого океана, а также установлением контроля за стратегическими морскими и воздушными коммуникациями.

Отметив, что США и страны НАТО активизировали военную деятельность и наращивают военное присутствие в Арктике, Моисеев подчеркнул, что это говорит о курсе на сдерживание Российской Федерации в регионе.

«Де-факто США уже включили в Арктику зону ответственности НАТО, при этом заявления отдельных представителей военно-политического руководства и командного состава вооруженных сил США НАТО доказывают их намерение не допустить доминирование России в Арктике всеми возможными способами, включая использование военно-силовых инструментов», — сказал главком ВМФ.

В связи с этим Моисеев подчеркнул, что в России полностью обновлена морская группировка ядерных сил, которые, по его словам, «были и будут гарантом безопасности нашего государства на глобальном уровне».

Михаил Макаров

#Политика #Главное #Спецпроекты #В России #Петербург #НАТО #Транспорт #Михаил Макаров #Статьи #Арктика #ВМФ #Ледоколы #Севморпуть
Подпишитесь