Posted 11 декабря, 20:45
Published 11 декабря, 20:45
Modified 11 декабря, 21:32
Updated 11 декабря, 21:32
В Северной столице решили бороться с недобросовестным управляющим компаниям, которые подделывают подписи собственников жилья — и получают в управление многоквартирные жилые дома.
Депутаты ЗакС выступили за ужесточение наказания для подобных компаний-«рейдеров», предложив внести соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Если инициатива получит поддержку, в УК РФ будет внесена новая статья «Фальсификация решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах», предусматривающая для виновных в подделках наказание вплоть до лишения свободы.
Количество жалоб петербуржцев на подобные противоправные действия зашкаливает — только за первый квартал 2024 года, согласно данным региональной Государственной жилищной инспекции, через электронный сервис «Сообщение о фальсификации участия в выборе управляющей организации», который создан на портале «Наш Санкт-Петербург», поступило 5078 сигналов от собственников квартир.
Необходимость внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство петербургские парламентарии начали предметно обсуждать боле года назад. Примечательно, что некоторые из них о проблемах рейдерских захватов домов и поддельных документов знают не понаслышке — например, в прошлом году с фактом фальсификации собственной подписи под решением собрания собственников столкнулся вице-спикер ЗакС Павел Иткин.
«До недавнего времени управление многоквартирным домом, в котором проживают мои родители (в этой квартире есть и моя доля), осуществлял „ЖКС-1 Кировского района“. У компании долги перед „ресурсниками“ на 1 млрд рублей и истек срок лицензии на управление МКД. Видимо, „управляльщики“ не придумали ничего лучше, чем передать контроль над домами доверенной организации, для этого были сфальсифицированы протоколы общих собраний собственников жилья. Лично съездил в Государственную жилищную инспекцию и убедился, что моя подпись в протоколе общего собрания собственников жилья является поддельной», — отмечал парламентарий.
В настоящее время за подделку решений и протоколов общих собраний собственников МКД предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 327 УК РФ — о подделке документов. Однако несмотря на то, что в ней четко определен предмет незаконных действий, указаны цели и мотивы злоумышленников, применительно к фальсификациям протоколов собраний собственников статья не работает из-за невозможности установить круг лиц, причастных к преступлению.
Не удается воспользоваться и положениями статьи 46 Жилищного кодекса, согласно которой ответственность за организацию, проведение, размещение и направление подлинников решений и протокола общего собрания возложена на инициатора общих собраний, поскольку четких механизм возложения ответственности не прописан.
Также, по мнению представителей прокуратуры Петербурга, не указано, каким образом подписи должны быть удостоверены и как документы должны быть переданы в Жилищную инспекцию. Не согласиться с этим сложно. Примечательно, что подделка может произойти на любом этапе: например, часто местом сбора бюллетеней определяется какой-то коробка в подъезде или почтовый ящик. Кто и что туда забрасывает — отследить трудно.
«Учитывая, что по действующему законодательству у органов жилищного контроля нет полномочий на проверку достоверности таких сведений и внесение изменений в реестр лицензий происходит на основании предоставленных УК документов, зачастую такой подлог сходит им с рук. К тому же наше уголовное законодательство сегодня не содержит специальной нормы, предусматривающей ответственность за такие действия», — пояснил один из авторов проекта Юрий Гладунов.
Согласно предложениям петербургских депутатов, новая статья УК РФ должна предусматривать наказание за умышленное искажение итогов голосования в протоколе, выписке из него и в иных документах, за внесение заведомо недостоверных сведений о голосовавших и за ряд иных нарушений.
В качестве наказания для виновных предполагается установить штрафы до 300 тыс. рублей с временным запретом на занятия определенной деятельностью, принудительными работами или лишением свободы на срок до двух лет. При совершении фальсификации группой лиц или с использованием служебного положения наказание ужесточается: штраф возрастает до 500 тыс. рублей, а срок заключения может составить от двух до шести лет колонии.
Впрочем, ряд экспертов полагает, что введение отдельной статьи для фальсификаторов протоколов собраний ситуацию не сильно изменит — процесс сбора доказательств, проведение почерковедческих экспертиз, установление круга виновных будет занимать очень много времени, а число причастных к преступной деятельности в сфере управления многоквартирными домами очень велико. Кроме того, собственникам крайне сложно собрать документы для суда — протоколов им попросту не выдают.
В эту сферу рейдеров привлекает постоянный приток денег от владельцев квартир и арендаторов имущества МКД, а также возможность получать средства от различных программ и менять тарифы на содержание и ремонт домов.
Что касается собственников, то в большинстве своем интерес к работе УК и вопросам содержания дома они начинают проявлять лишь в случаях возникновения серьезных сбоев. Кроме того, собрать в одном месте жителей многоэтажного и многоподъездного дома невозможно, да и времени на такой формат встреч у петербуржцев обычно нет, поэтому собрания проводятся в очно-заочной форме, что открывает простор для фальсификаций.
В результате УК-рейдеры могут без труда получить контроль за домом и платежами собственников квартир, после чего деньги разворовываются, а здание толком не обслуживается. И хорошо еще, если дом не окажется в многомиллионных долгах перед ресурсоснабжающими организациями.
Между тем в Госдуме проблему пытаются решать с другого конца: 10 декабря там был принят в третьем чтении законопроект, который дает возможность жильцам многоквартирных домов голосовать на общих собраниях через портал «Госуслуги».
Елена Дудина