Posted 11 декабря, 12:07
Published 11 декабря, 12:07
Modified 12 декабря, 09:44
Updated 12 декабря, 09:44
То, что Санкт-Петербургу необходима подземная железная дорога, было ясно еще в начале девятнадцатого века. Над возможными вариантами прокладки тоннелей ломали головы инженеры того времени, предлагая различные проекты, однако «наверху» дело неизменно спускали на тормозах. Причин в основном было две: дороговизна такого масштабного строительства и высокие риски из-за расположения города, который стоит в болотистой дельте Невы почти на сотне островов.
История метро Санкт-Петербурга начинается с 1820 года, когда инженер-самоучка из мещан по фамилии Торгованов выступил с предложением прорыть под Невой тоннель между Васильевским островом и Адмиралтейской стороной. Однако власти не оценили подобное рвение: правящий в то время Александр I распорядился выдать автору проекта две сотни рублей золотом с условием, что тот оставит эту идею и займется чем-нибудь другим.
Спустя несколько десятилетий аналогичное решение предложил инженер Я. К. Ганнеман: по его задумке тоннель должен был соединить Марсово поле и Петроградскую сторону, при этом внутри подводной конструкции планировалось сделать несколько ярусов — для транспорта и пешеходов. Но и этот вариант был отвергнут властями Санкт-Петербурга, которые предпочли распорядиться о строительстве Троицкого моста.
В 1901–1902 годах русский инженер П. И. Балинский вместе с американским коллегой М. А. Вернером разработал проект строительства надземного метро Санкт-Петербурга, которое состояло бы из центрального вокзала, одиннадцати отходящих от него железнодорожных веток и кольцевой линии.
Предполагалось, что поезда метро будут двигаться на высоте от пяти до десяти метров над поверхностью земли. Однако и этот проект не устроил отцов города — в основном из-за высокой стоимости его реализации, а также из-за опасений, что высокие конструкции будут затенять улицы, а постоянный шум поездов снизит популярность и, соответственно, выручку доходных домов Санкт-Петербурга.
Наконец, в 1910-е годы в связи с резким приростом населения губернатор Санкт-Петербурга граф И. И. Толстой пролоббировал в городской думе строительство метро, и к 1917 году было разработано два варианта расположения подземных тоннелей. Один из них предполагал провести линию с юга города на север через центр, а второй — сделать две пересекающиеся линии. Однако на этот раз реализовать проекты помешали сразу четыре исторических события: Февральская и Октябрьская революции, а также Гражданская война и Великая Отечественная война.
Таким образом, к строительству метро в Санкт-Петербурге (с января 1924 года — Ленинграде) получилось приступить только в 1947 году, и спустя восемь лет открылась первая ветка, которая позже стала называться Кировско-Выборгской линией. В 1958 году она была продлена под Невой до Финляндского железнодорожного вокзала.
В сентябре 1991 года городу было возвращено его историческое название, а Ленинградский метрополитен стал, соответственно, Петербургским. К тому моменту в метро насчитывалось 59 станций. На сегодняшний день в метро Санкт-Петербурга — 72 станции и пять линий.
Оформление некоторых станций метро Санкт-Петербурга способно вызвать недоумение у внимательных пассажиров:
Станция «Площадь Александра Невского»
На станции метро «Площадь Александра Невского» имеется эффектный барельеф, на котором изображены лошади и всадники. Вот только лошадей на одну меньше, чем наездников.
Станция «Спасская»
А на станции «Спасская» сделано множество ошибок на панно, созданном в честь архитекторов Санкт-Петербурга.
Станция «Нарвская»
В торце нижнего главного зала на станции «Нарвская» (бывшая «Сталинская»), которая была открыта еще в далеком 1955-м, поначалу располагалась огромная мозаичная картина с изображением Иосифа Сталина, которое в 1961 году было демонтировано во имя хрущевской борьбы с культом личности. Тогда же, кстати, поменялось и название станции. По Санкт-Петербургу ходят слухи, что на самом деле изображение Сталина в метро не убрано, а лишь заложено мраморными плитами, и если разобрать стену или хотя бы просто долго всматриваться в мрамор, можно увидеть лицо генералиссимуса.
Метро Санкт-Петербурга вызывает интерес у жителей и гостей города не только благодаря «нестандартному» дизайну некоторых станций. Это метро считается самым глубоким в мире, а его голосом вот уже много лет является известный телеведущий.
В Кировском районе Санкт-Петербурга ранее существовала станция метро «Дачное», которая следовала сразу за «Автово», и ею оканчивалась красная (Кировско-Выборгская) линия. Эта станция была открытого типа — то есть располагалась на поверхности, и в итоге она стала единственным примером того, как не нужно строить станции метро в Северной столице.
Дело в том, что из-за особенностей петербургского климата инфраструктура станции метро быстро пришла в негодность, поэтому было принято решение больше такие станции не строить, а «Дачное» закрыть, к тому же платформа на ней была слишком короткой — вдоль нее не помещались даже шесть вагонов поезда. Так что в 1977 году на красной ветке стало одной станцией меньше, но ненадолго — в том же году взамен «Дачного» была открыта новая станция метро Санкт-Петербурга под названием «Проспект Ветеранов».
Метро Санкт-Петербурга — самое глубокое не только в России, но и в мире. Свыше полусотни станций питерской подземки располагаются на глубине более тридцати метров, а у эскалатора на «Площади Ленина» 729 ступенек при длине в 100 метров. Самой же глубокой станцией метро Санкт-Петербурга считается «Адмиралтейская», которая залегает на отметке в 102 метра под поверхностью земли. К слову, глубину всех станций метро Петербурга можно посмотреть здесь.
На протяжении многих лет голосом метро Санкт-Петербурга является известный телеведущий и в прошлом диктор Ленинградского радио и телевидения Михаил Быков. С конца 70-х он объявляет станции, призывает пассажиров уступать места и не забывать вещи, а также доносит до них другую важную информацию. С 2007 года телеведущий находился на заслуженном отдыхе. Ушел из жизни Михаил Быков в возрасте 73 лет в 2019 году. В настоящее время питерская подземка — единственное место, где еще можно послушать его голос.
И наконец, мы подошли к наиболее таинственной части нашего повествования — к легендам и мифам о метро Санкт-Петербурга. Мы собрали пять самых мистических интересных историй, некоторые из которых, как уже было сказано выше, основаны на реальных событиях.
Согласно старой легенде, которая была популярна в конце двадцатого века, когда в Санкт-Петербурге будет построена шестидесятая станция метро, весь город скроется под землей. На момент, когда местные жители верили в это, станций метро насчитывалось пятьдесят девять.
Однако когда в 2006 году была введена в эксплуатацию шестидесятая по счету станция метро Санкт-Петербурга, ровным счетом ничего не произошло. Как и тогда, когда появились следующие двенадцать станций. Но легенда была интересная, с этим трудно поспорить.
Многие гости Северной столицы, наверняка, удивлялись, обнаружив на некоторых станциях метро Санкт-Петербурга платформы, на которых пути отгорожены двойными металлическими дверями, открывающимися синхронно с дверями остановившегося по ту сторону поезда, — например, такие двери есть на станции «Маяковская». В народе существуют три версии появления этих таинственных дверей:
На самом же деле все гораздо проще: как пишут в некоторых источниках, платформа отделялась от путей с целью сэкономить на строительстве станции, так как в этом случае тоннели прокладываются транзитом, без разворота и переустановки проходческого щита.
Всего в метро Петербурга построены 10 станций закрытого типа:
Между станциями «Площадь мужества» и «Академическая» на Кировско-Выборгской линии метро Санкт-Петербурга есть станция «Политехническая», которую, по ощущениям пассажиров, поезд нередко проскакивает без остановки. Технически это выглядит следующим образом: человек проезжает «Площадь мужества», собираясь выйти на следующей станции однако, после того, как поезд останавливается и открывает двери, снаружи вагона вместо «Политехнической» внезапно оказывается уже «Академическая».
Как такое происходит, объяснить никто не может. Однако поскольку подобные вещи случаются не со всеми пассажирами, а лишь с некоторыми из них, возможно, причины такого провала во времени чисто субъективные. Однако как в таком случае объяснить красный шарообразный НЛО, которое многие, по сообщениям в местной прессе, видели 4 декабря 1995 года в 20.10 у входа на станцию «Академическая»?
Более того, сообщения об НЛО также появлялись от жителей Петербурга не раз, так в 2011 Организация UFOglobalRC, которая собирает свидетельства об НЛО, опубликовала запись полета над Петербургом десятков неопознанных объектов. А в 2019 петербуржцы заметили в небе возле станций метро «Площадь Мужества» и «Академическая» заметили десятки НЛО.
Еще одна легенда петербургского метро — об опасном призраке, обитающем между станциями «Электросила» и «Парк Победы». Рассказывают, что во время строительства перегона между данными станциями в 50-х годах прошлого столетия произошел взрыв газа, в результате которого погиб рабочий. И как раз после этого работающие в ночную смену машинисты стали видеть в тоннеле силуэт человека в спецовке.
Но видениями дело не ограничивалось: пассажиры падали на эскалаторах и на платформах, а выжившие рассказывали, что их якобы столкнул некий человек в окровавленной одежде, в 60-х годах все вроде как прекратилось.
По слухам, во время блокады Ленинграда в шахты строящегося метро помещали тела умерших, так как трупы в большом количестве лежали на улицах, а кремировать их не успевали. В итоге, как гласит эта легенда, некоторые тоннели, которые успели построить до начала войны, по сию пору замурованы и не используются. Кроме того, вроде бы имеются неофициальные свидетельства на тему того, что в годы Великой Отечественной войны тела помещали в тоннели, чтобы избежать эпидемий. Слухи эти подтверждаются рассказами диггеров Санкт-Петербурга о встречающихся под землей странных огоньках и потусторонних явлениях.