Posted 11 декабря, 12:07

Published 11 декабря, 12:07

Modified 12 декабря, 09:44

Updated 12 декабря, 09:44

Тайны и легенды петербургского метро

Тайны и легенды петербургского метро

11 декабря 2024, 12:07
Фото: mirmetro.net, subway-spb.ru, kino-teatr.ru. Тайны и легенды петербургского метро
Петербургское метро считается одним из самых интересных и загадочных мест в городе. О нем ходят легенды, и самое интересное, что некоторые из «мистических» случаев основаны на вполне реальных событиях. Из этой статьи вы узнаете о наиболее любопытных фактах и необычных историях питерской подземки.

Экскурс в историю

То, что Санкт-Петербургу необходима подземная железная дорога, было ясно еще в начале девятнадцатого века. Над возможными вариантами прокладки тоннелей ломали головы инженеры того времени, предлагая различные проекты, однако «наверху» дело неизменно спускали на тормозах. Причин в основном было две: дороговизна такого масштабного строительства и высокие риски из-за расположения города, который стоит в болотистой дельте Невы почти на сотне островов.

От тоннелей до надземного метро — нереализованные проекты в дореволюционный период

История метро Санкт-Петербурга начинается с 1820 года, когда инженер-самоучка из мещан по фамилии Торгованов выступил с предложением прорыть под Невой тоннель между Васильевским островом и Адмиралтейской стороной. Однако власти не оценили подобное рвение: правящий в то время Александр I распорядился выдать автору проекта две сотни рублей золотом с условием, что тот оставит эту идею и займется чем-нибудь другим.

Спустя несколько десятилетий аналогичное решение предложил инженер Я. К. Ганнеман: по его задумке тоннель должен был соединить Марсово поле и Петроградскую сторону, при этом внутри подводной конструкции планировалось сделать несколько ярусов — для транспорта и пешеходов. Но и этот вариант был отвергнут властями Санкт-Петербурга, которые предпочли распорядиться о строительстве Троицкого моста.

В 1901–1902 годах русский инженер П. И. Балинский вместе с американским коллегой М. А. Вернером разработал проект строительства надземного метро Санкт-Петербурга, которое состояло бы из центрального вокзала, одиннадцати отходящих от него железнодорожных веток и кольцевой линии.

Предполагалось, что поезда метро будут двигаться на высоте от пяти до десяти метров над поверхностью земли. Однако и этот проект не устроил отцов города — в основном из-за высокой стоимости его реализации, а также из-за опасений, что высокие конструкции будут затенять улицы, а постоянный шум поездов снизит популярность и, соответственно, выручку доходных домов Санкт-Петербурга.

Наконец, в 1910-е годы в связи с резким приростом населения губернатор Санкт-Петербурга граф И. И. Толстой пролоббировал в городской думе строительство метро, и к 1917 году было разработано два варианта расположения подземных тоннелей. Один из них предполагал провести линию с юга города на север через центр, а второй — сделать две пересекающиеся линии. Однако на этот раз реализовать проекты помешали сразу четыре исторических события: Февральская и Октябрьская революции, а также Гражданская война и Великая Отечественная война.

Начало строительства метро Санкт-Петербурга

Таким образом, к строительству метро в Санкт-Петербурге (с января 1924 года — Ленинграде) получилось приступить только в 1947 году, и спустя восемь лет открылась первая ветка, которая позже стала называться Кировско-Выборгской линией. В 1958 году она была продлена под Невой до Финляндского железнодорожного вокзала.

В сентябре 1991 года городу было возвращено его историческое название, а Ленинградский метрополитен стал, соответственно, Петербургским. К тому моменту в метро насчитывалось 59 станций. На сегодняшний день в метро Санкт-Петербурга — 72 станции и пять линий.

Необычные нюансы в оформлении станций

Оформление некоторых станций метро Санкт-Петербурга способно вызвать недоумение у внимательных пассажиров:

Станция «Площадь Александра Невского»

На станции метро «Площадь Александра Невского» имеется эффектный барельеф, на котором изображены лошади и всадники. Вот только лошадей на одну меньше, чем наездников.

Станция «Спасская»

А на станции «Спасская» сделано множество ошибок на панно, созданном в честь архитекторов Санкт-Петербурга.

Станция «Нарвская»

В торце нижнего главного зала на станции «Нарвская» (бывшая «Сталинская»), которая была открыта еще в далеком 1955-м, поначалу располагалась огромная мозаичная картина с изображением Иосифа Сталина, которое в 1961 году было демонтировано во имя хрущевской борьбы с культом личности. Тогда же, кстати, поменялось и название станции. По Санкт-Петербургу ходят слухи, что на самом деле изображение Сталина в метро не убрано, а лишь заложено мраморными плитами, и если разобрать стену или хотя бы просто долго всматриваться в мрамор, можно увидеть лицо генералиссимуса.

Интересные факты о петербургском метрополитене

Метро Санкт-Петербурга вызывает интерес у жителей и гостей города не только благодаря «нестандартному» дизайну некоторых станций. Это метро считается самым глубоким в мире, а его голосом вот уже много лет является известный телеведущий.

Станция «Дачное» — идея неудачная

В Кировском районе Санкт-Петербурга ранее существовала станция метро «Дачное», которая следовала сразу за «Автово», и ею оканчивалась красная (Кировско-Выборгская) линия. Эта станция была открытого типа — то есть располагалась на поверхности, и в итоге она стала единственным примером того, как не нужно строить станции метро в Северной столице.

Дело в том, что из-за особенностей петербургского климата инфраструктура станции метро быстро пришла в негодность, поэтому было принято решение больше такие станции не строить, а «Дачное» закрыть, к тому же платформа на ней была слишком короткой — вдоль нее не помещались даже шесть вагонов поезда. Так что в 1977 году на красной ветке стало одной станцией меньше, но ненадолго — в том же году взамен «Дачного» была открыта новая станция метро Санкт-Петербурга под названием «Проспект Ветеранов».

Самое глубокое метро в мире

Метро Санкт-Петербурга — самое глубокое не только в России, но и в мире. Свыше полусотни станций питерской подземки располагаются на глубине более тридцати метров, а у эскалатора на «Площади Ленина» 729 ступенек при длине в 100 метров. Самой же глубокой станцией метро Санкт-Петербурга считается «Адмиралтейская», которая залегает на отметке в 102 метра под поверхностью земли. К слову, глубину всех станций метро Петербурга можно посмотреть здесь.

Знаменитый голос петербургского метро

На протяжении многих лет голосом метро Санкт-Петербурга является известный телеведущий и в прошлом диктор Ленинградского радио и телевидения Михаил Быков. С конца 70-х он объявляет станции, призывает пассажиров уступать места и не забывать вещи, а также доносит до них другую важную информацию. С 2007 года телеведущий находился на заслуженном отдыхе. Ушел из жизни Михаил Быков в возрасте 73 лет в 2019 году. В настоящее время питерская подземка — единственное место, где еще можно послушать его голос.

Легенды и тайны подземки Санкт-Петербурга

И наконец, мы подошли к наиболее таинственной части нашего повествования — к легендам и мифам о метро Санкт-Петербурга. Мы собрали пять самых мистических интересных историй, некоторые из которых, как уже было сказано выше, основаны на реальных событиях.

Тайна шестидесятой станции

Согласно старой легенде, которая была популярна в конце двадцатого века, когда в Санкт-Петербурге будет построена шестидесятая станция метро, весь город скроется под землей. На момент, когда местные жители верили в это, станций метро насчитывалось пятьдесят девять.

Однако когда в 2006 году была введена в эксплуатацию шестидесятая по счету станция метро Санкт-Петербурга, ровным счетом ничего не произошло. Как и тогда, когда появились следующие двенадцать станций. Но легенда была интересная, с этим трудно поспорить.

Защита от наводнений и крыс-мутантов

Многие гости Северной столицы, наверняка, удивлялись, обнаружив на некоторых станциях метро Санкт-Петербурга платформы, на которых пути отгорожены двойными металлическими дверями, открывающимися синхронно с дверями остановившегося по ту сторону поезда, — например, такие двери есть на станции «Маяковская». В народе существуют три версии появления этих таинственных дверей:

  • защита пассажиров от крыс-мутантов или еще от каких-нибудь монстров, которые могут обитать в тоннелях метро — по легенде, машинисты не раз видели гигантских крыс, раздавленных колесами поездов, а во время строительства этих станций находили обглоданные трупы рабочих;
  • страховка от падения пассажиров на рельсы — это версия, кстати, объясняет тот факт, что такие двери установлены на нескольких станциях метро в центре Санкт-Петербурга, где поток пассажиров больше всего;
  • двери должны в случае наводнения, если вода из залива просочится в метро, перекрыть потоки и дать людям время на то, чтобы покинуть станцию. Однако на других станциях, где пассажиропоток не меньше, таких дверей нет, что говорит не в пользу этой версии. К тому же двери именно в таком исполнении от наводнения не защитят, так как они закрываются негерметично.

На самом же деле все гораздо проще: как пишут в некоторых источниках, платформа отделялась от путей с целью сэкономить на строительстве станции, так как в этом случае тоннели прокладываются транзитом, без разворота и переустановки проходческого щита.

Всего в метро Петербурга построены 10 станций закрытого типа:

  1. Парк Победы;
  2. Петроградская;
  3. Василеостровская;
  4. Гостиный двор;
  5. Маяковская;
  6. Площадь Александра Невского;
  7. Московская;
  8. Елизаровская;
  9. Ломоносовская;
  10. Звёздная.

Провал во времени

Между станциями «Площадь мужества» и «Академическая» на Кировско-Выборгской линии метро Санкт-Петербурга есть станция «Политехническая», которую, по ощущениям пассажиров, поезд нередко проскакивает без остановки. Технически это выглядит следующим образом: человек проезжает «Площадь мужества», собираясь выйти на следующей станции однако, после того, как поезд останавливается и открывает двери, снаружи вагона вместо «Политехнической» внезапно оказывается уже «Академическая».

Как такое происходит, объяснить никто не может. Однако поскольку подобные вещи случаются не со всеми пассажирами, а лишь с некоторыми из них, возможно, причины такого провала во времени чисто субъективные. Однако как в таком случае объяснить красный шарообразный НЛО, которое многие, по сообщениям в местной прессе, видели 4 декабря 1995 года в 20.10 у входа на станцию «Академическая»?

Более того, сообщения об НЛО также появлялись от жителей Петербурга не раз, так в 2011 Организация UFOglobalRC, которая собирает свидетельства об НЛО, опубликовала запись полета над Петербургом десятков неопознанных объектов. А в 2019 петербуржцы заметили в небе возле станций метро «Площадь Мужества» и «Академическая» заметили десятки НЛО.

Призрак петербургского метро

Еще одна легенда петербургского метро — об опасном призраке, обитающем между станциями «Электросила» и «Парк Победы». Рассказывают, что во время строительства перегона между данными станциями в 50-х годах прошлого столетия произошел взрыв газа, в результате которого погиб рабочий. И как раз после этого работающие в ночную смену машинисты стали видеть в тоннеле силуэт человека в спецовке.

Но видениями дело не ограничивалось: пассажиры падали на эскалаторах и на платформах, а выжившие рассказывали, что их якобы столкнул некий человек в окровавленной одежде, в 60-х годах все вроде как прекратилось.

Массовые захоронения

По слухам, во время блокады Ленинграда в шахты строящегося метро помещали тела умерших, так как трупы в большом количестве лежали на улицах, а кремировать их не успевали. В итоге, как гласит эта легенда, некоторые тоннели, которые успели построить до начала войны, по сию пору замурованы и не используются. Кроме того, вроде бы имеются неофициальные свидетельства на тему того, что в годы Великой Отечественной войны тела помещали в тоннели, чтобы избежать эпидемий. Слухи эти подтверждаются рассказами диггеров Санкт-Петербурга о встречающихся под землей странных огоньках и потусторонних явлениях.

Подпишитесь