Posted 9 декабря, 17:49
Published 9 декабря, 17:49
Modified 9 декабря, 18:59
Updated 9 декабря, 18:59
Первый заместитель председателя СК РФ Эдуард Кабурнеев сообщил о проведении проверки Следственным управлением по Калининградской области и Главным следственным управлением по г. Санкт-Петербургу в связи с публикациями в прессе сведений о нарушении правил охраны труда на строительных объектах компании ООО «Анкор-Плюс».
Напомним, что на объекте строительства культурно-образовательного кластера в Калининграде погиб рабочий-мигрант Аваз Ибройимов. Субподрядчиком, проводившим работы на этом участке, выступала компания «Анкор-Плюс». Однако, как заявил владелец и руководитель этой фирмы местный бизнесмен Андрей Королев, у его строительной фирмы не было официального контракта с Ибройимовым, и в возмещении ущерба семье погибшего было отказано. В настоящее время в Калининградском областном суде идет процесс по иску семьи Аваза Ибройимова, в которой четверо несовершеннолетних детей. В распоряжении «РосБалта» имеется официальный документ из суда, где сообщается о датах, на которые назначены слушания по делу.
Похожий случай имел место и на другом строительном объекте компании Андрея Королева — в Санкт-Петербурге, где также погиб рабочий.
Попытки добиться справедливости со стороны родственников Ибройимова усложняются тем, что в настоящее время ООО «Анкор-Плюс» проходит процедуру банкротства. По официальным сведениям, легальная выручка компании за прошлый год выросла на 112% и составила 864,9 млн рублей. Однако при этом прибыль компании ушла в минус на 193% (-46,2 млн рублей). В таких случаях обычно принято проверять компании на возможность преднамеренного банкротства, тем более что руководство «Анкор-Плюс» создало большую задолженность по налогам в бюджет.
Но это только видимая часть айсберга под названием «Анкор-Плюс». Компания нанимала рабочих из Средней Азии, но, как сообщалось в СМИ, часто не оформляла их официально, а расплачивались переводами на банковские карты.
Не оформлять официально сотрудников очень выгодно. Во-первых, возникает экономия на уплате налогов на зарплату, во-вторых, отсутствие контрактов снимало с той же компании «Анкор плюс» и ее владельца ответственность за жизнь и здоровье рабочих. Неслучайно в фирме сразу заявили, что с Ибройимовым трудовых отношений не было и, следовательно, «Анкор плюс» за него ответственности не несет.
Методы организации строительных работ, применяемые Андреем Королевым, не могли не сказаться на их качестве. Проверки заказчиком результатов деятельности его фирмы выявили многочисленные нарушения при проведении работ «Анкор-Плюс». Фактически многое из того, что было построено компанией, придется переделывать. А за невыполненные объемы работ добиться возмещения от этой фирмы, проходящей сейчас процедуру банкротства, затруднительно, если вообще возможно.
В начале деятельности компании, казалось, ничто не предвещало такого финала. Образованное в 2020 году ООО демонстрировало впечатляющую динамику роста. С 2021 по 2022 год рост выручки составил 256%! Феноменально успешный стартап, достойный тягаться с проектами Илона Маска и других легендарных предпринимателей современности!
Но логично предположить, что эти «успехи» были достигнуты, не благодаря применению инновационных методов строительства и современных технологий, а с помощью непрозрачных схем, использования нелегальной рабочей силы и «экономии» на организации строительных работ.
Калининградский предприниматель Евгений Майгора, который заключил с Андреем Королевым договор подряда и предоставил всю разрешительную документацию, признался в официальном объяснении комиссии, осуществлявшей расследование трагического происшествия, что в штатном расписании его фирмы «отсутствуют квалифицированные сотрудники для работ на строительном участке, поэтому все строительно-монтажные работы производятся только сотрудниками подрядных организаций».
Написав такое письмо, Майгора признается, по сути, в том, что его персонал не готов был выполнять квалифицированные работы, и, получив подряд, он выступил фактически в роли посредника, то есть нашел других исполнителей для сложных этапов строительства. Показательно, что, как пишут журналисты, на его питерской строительной площадке полицией были задержаны несколько десятков рабочих-мигрантов.
Для Евгения Майгоры это уже не первая нашумевшая история, попавшая в СМИ. Сообщалось также, например, о том, что, работая гендиректором «СТГ-Запад», он подписал акты на невыполненные работы подрядчиком компании — фирмой «СтройИнжиниринг» — на сумму свыше 28 млн рублей. Новое руководство компании сейчас безуспешно пытается привлечь к ответственности подрядчиков, не вернувших аванс. Заявления с просьбой возбудить уголовное дело не нашли «понимания» у правоохранителей. Отказы, согласно полученным официальным письмам, принимаются на основании того, что запрошенная следователями информация со стороны партнеров «СТройИнжиниринг» не была… предоставлена ими, а опросы генерального директора «СтройИнжиниринга» и руководителей субподрядных организаций также почему-то оказались невозможны. Калининградская прокуратура несколько раз признавала неполноту следственных действий, выставляла требования возобновить расследование, но ситуация до сих пор — спустя три года после того, как Арбитражный суд Калининградской области признал правоту «СТГ-Запад», — остается в подвешенном состоянии.
«Черные» субподрядчики не редкость на бескрайних российских просторах и представляют системную проблему для строительной отрасли. Случай с компаниями Андрея Королева и Евгения Майгоры получил широкое освещение в СМИ, поскольку имела место гибель рабочего на объекте строительства. Правоохранительные органы не могут оставить без внимания этот инцидент и есть все основания полагать, что Андрей Королев понесет ответственность за свои действия.
Однако такие фирмы работают по всей России и создают напряжение в строительной отрасли. Это наносит ущерб госбюджету, тормозит развитие страны и криминализует строительный бизнес. Очевидно, назрели новации в действующее законодательство, которые поставят заслон «черным» субподрядчикам и будут способствовать декриминализации строительного бизнеса.
Андрей Калинкин