Posted 2 декабря, 08:18

Published 2 декабря, 08:18

Modified 2 декабря, 08:22

Updated 2 декабря, 08:22

Китайская опасность: почему страны защищают свои рынки от экспансии КНР

Китайская опасность: почему страны защищают свои рынки от экспансии КНР

2 декабря 2024, 08:18
Фото: Изображение Midjourney.
Крупные зарубежные компании и целые секторы экономики начинают испытывать проблемы из-за бурной деятельности азиатских конкурентов, захватывающих рынки. Европа и США уже прибегают к политике подавления бизнес-активности Азии.

Россия старается удерживать приоритет интересов отечественных производителей, чтобы не дойти до подобного кризиса зависимости от азиатских компаний. Это касается и отрасли внутреннего туризма: поставлена задача обеспечивать курорты российским оборудованием и механизмами.

Азиатские компании — помеха бизнесу других стран

В ноябре один из крупнейших производителей шин Michelin принял решение закрыть два своих производства в Европе к 2026 году. Это решение вынужденное: все из-за азиатских конкурентов, которые стремительно заполняют рынок. Как заявил вице-президент компании Пьер-Луи Дюбурдо, мешает «массовое поступление товаров, которые импортируются из Азии по низкой цене».

Тем временем Министерство торговли США потребовало от тайваньской компании Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC) прекратить поставки определённых чипов в Китай. Цель этих экспортных ограничений — помешать КНР развивать свои высокотехнологичные компании. США уже обещали ранее применить жесткие меры, чтобы ограничить передачу в Китай технологий производства полупроводников. Все потому, что Штатам невыгодно, чтобы Китай производил свое современное оборудование и насыщал им мировые рынки.

Россия, несмотря на давнее партнерство с Китаем, тоже прекрасно понимает и минусы такого сотрудничества. Если слишком спокойно отдавать свои рынки китайским компаниям, можно просчитаться так же серьезно, как и другие страны, которые теперь вынуждены или закрывать производства, или выдавливать со своих территорий китайских конкурентов. Автопром из КНР, например, уже заполонил рынок РФ: за 2024 год поставки легковых авто из Китая в Россию выросли более чем на 32%. Концерны азиатской республики продолжают уверенно занимать места ушедших японских, европейских, корейских и американских конкурентов. А есть и другие секторы экономики, где китайцы чрезвычайно активны. Это и сталелитейная промышленность, и машиностроение. Китай также заметил в России и еще одну нишу, которая освободилась в 2022 году, — обеспечение курортных зон механизмами и оборудованием. Задача масштабная, объемы серьезные — Китаю это выгодно. В России около 400 горнолыжных курортов, от крупных и известных до небольших и молодых, а мощные европейские производители канатных дорог с российского рынка ушли. Почему бы не предложить свою продукцию? Китай так и сделал: свои подъемники курортам в России начала с 2022 года предлагать китайская компания BMHRI. В собственной стране этот бренд — один из основных, кто делает канатные дороги, и у компании есть силы выходить на экспорт.

«Китайцы очень прагматичны. Они умеют быстро анализировать ситуацию и молниеносно захватывать те ниши, которые проседают. Автопром — самая легкая задача, было понятно, что Китай захватит этот сектор. Туризм и инфраструктура этой отрасли — не самая очевидная ниша, но китайцы сумели увидеть в этом перспективу, и это логично: горный туризм и отдых в России растет очень бурно. Так что, если локальный бизнес той или иной страны хочет успешно развиваться, нужно самим занимать пустующие секторы либо, быстро повышая объемы производства, бороться с азиатскими конкурентами, не давая им расширяться. Российскому бизнесу при поддержке государства останавливаться нельзя, надо оставлять за собой нужные позиции», — замечает экономист, финансовый аналитик Сергей Погудин.

Второе дыхание российского бизнеса

В отличие от Michelin Россия свои заводы не закрывает — наоборот, множатся новые современные предприятия, которым есть что делать, ведь экономика страны нуждается в подъеме и насыщении рынков. Вот и в производстве механизмов для туристической инфраструктуры отечественные предприятия показывают рост. Запросов и задач много, господдержка есть и расширяется — самое время много и ударно работать. Китайцы, несмотря на свою привычную скорость, за бурной деятельностью российских производителей в этой сфере просто даже не успевают.

К примеру, холдинг РУСЛЕТ сразу же включился в решение задачи по поддержке чуть просевшей ниши производства сложной техники для горнолыжных курортов. Да, европейские бренды ушли, но ведь отечественные канатные дороги создавались еще до этого ухода. Опыт и технологии продолжают использоваться, а сейчас стоит задача добиться полной локализации такого производства. Новый завод этой компании, расположенный в Тверской области, уже с 2025 года будет выпускать такие локальные канатные дороги. Они будут составлены только из российских комплектующих.

Это масштабная работа. Но выполняются задачи и более рутинные, хотя невероятно важные. Курорты, которые сначала оказались в ситуации риска без зарубежных комплектующих и запчастей для своей техники и подъемников, очень быстро получили помощь внутри России. РУСЛЕТ уже обеспечивает курортные зоны отечественными запчастями и деталями, так что горнолыжные склоны не простаивают. Ранее представители холдинга также рассказывали, что начали менять и программное обеспечение на канатных дорогах, установленных на отечественных курортах когда-то зарубежными компаниями. Это дает гарантию: оборудование будет работать без сбоев и всегда под контролем, обеспечен и круглосуточный круглогодичный сервис.

Учитывая все вышесказанное, понятно, что тут китайцы проигрывают. Быстрое и надежное сервисное обслуживание китайские компании обеспечить российским курортам не смогут, Китай далеко. Сложная техника нуждается в понятном управлении и технической документации, а это тоже не сильная сторона китайского оборудования, которое создается на языке своего производителя. Наконец, китайская канатная дорога, даже если бы она была привезена и установлена на российском склоне, должна еще пройти сертификацию в РФ. Это не просто долго, это очень сложно: в России требования более жесткие, чем в КНР, например, к надежности, безопасности и гарантийным срокам оборудования. Поэтому курорты страны, оценивая все плюсы и минусы, выбирают российский вариант. Пока это не так дешево, как китайские предложения, но надежно, профессионально, качественно. Канатные дороги уже заказали у РУСЛЕТ несколько и крупных, и новых курортов России в разных регионах страны. Данное производственное направление в России будет только развиваться.

Защита своей экономики — в руках бизнеса и власти

А экономика мира продолжает трещать под натиском Китая. Например, крупнейшие металлургические компании Европы (такие как ArcelorMittal, Thyssenkrupp Steel, Salzgitter, Tata Steel, а также ассоциация сталеваров Европы (Eurofer) даже направили общее обращение в штаб-квартиру Евросоюза, требуя ввести заградительные пошлины на продукцию Китая. Европейские экономисты называют нынешнее переполнение рынков «стальным наводнением из Китая». К тому же западным компаниям трудно бороться с китайскими производителями стали еще и из-за того, что те торгуют ниже себестоимости производства. Перебить ставку китайских бизнесменов можно, только торгуя себе в убыток.

Известный немецкий экономист Хенрик Мюллер на страницах делового журнала Manager Magazin отмечал, что, похоже, мировой экономике грозит «тайфун» — все из-за агрессивной торговой политики Китая, это настоящая угроза для европейских производителей.

«Китай стал захватывать рынки еще после финансового кризиса 2008 года. И теперь Европа поняла, что КНР уже не партнер, а конкурент. В период пандемии коронавируса многие рынки ослабли, и Китай этим воспользовался. В итоге сейчас Европа уже применяет принцип Open Strategic Autonomy — „Открытая стратегическая автономия“, суть: преградить путь китайской демпинговой продукции. Иначе не защитить свою экономику», — рассказывает Сергей Погудин.

По мнению эксперта, по тому же пути стоит идти и России: помогать своим производителям развиваться и обеспечить приоритет российской продукции. «Это нормальный подход любого государства. Никто не может закрыться от мировой торговли и остаться в вакууме, но в первую очередь страна должна производить и продавать свое. А зарубежная продукция — это подспорье, но не основная подпитка экономики, — подчеркивает экономист. — Это касается и сферы туризма в России, которая сегодня, кстати, уже стала отраслью, дающей хороший доход бюджету страны. Российские производители уже показали свою компетентность и качество, а все логистические и бизнес-процессы тоже работают в пользу выбора российского оборудования. Нам есть в чем сотрудничать с Китаем, но не в подобных стратегически важных секторах экономики».

Подпишитесь