Posted 28 ноября, 13:09
Published 28 ноября, 13:09
Modified 28 ноября, 14:01
Updated 28 ноября, 14:01
До конца года в Петербурге намерены открыть рабочее движение по первому участку Широтной скоростной магистрали (ШМСД). Рассказываем, как идет развитие масштабного транспортного проекта.
ШМСД — платная магистраль (иначе — Восточный скоростной радиус), которая, стартовав от Западного скоростного диаметра, пройдет по промышленному поясу южной планировочной зоны, объединит Кировский, Фрунзенский, Московский, Красногвардейский и Невский районы Петербурга до Кольцевой автодороги, а затем дотянется до пересечения с Мурманским шоссе. У новой трассы много задач.
«Со вводом ШМСД мы существенно разгрузим центр. Расширим транспортный коридор в Карелию, Мурманск, Архангельск и другие регионы. Кроме того, новая дорога даст стимул промышленному и жилищному строительству в районах, где она пройдет, и внесет вклад в развитие экономики», — отметил губернатор Александр Беглов.
Как ожидается, реализация проекта поспособствует развитию более 4000 га территорий «серого промышленного пояса», которые расположены между историческим центром города и спальниками, начавшими застраиваться в 1960-х.
Всего на Широтной магистрали появится 12 развязок. Они свяжут новую трассу с ЗСД, Витебским проспектом и Воздухоплавательной улицей, Софийской улицей, Глухоозерским шоссе и улицей Седова, улицей 2-й Луч, Октябрьской набережной, Проспектом Энергетиков и Союзным проспектом, проспектами Наставников и Солидарности, улицей Коммуны, КАД, Мурманским и Колтушским шоссе.
Примечательной особенностью магистрали станет отсутствие пунктов оплаты со шлагбаумами: в случае наличия транспондера деньги будут автоматически списываться при проезде автомобиля через контрольные рамки, в остальных случаях водителю выставят счет, на оплату которого дается пять дней.
«Для тех, кто с транспондером, ничего не изменится. Это самый простой вариант оплаты при любой системе — хоть барьерной, хоть безбарьерной. Оплата происходит автоматически — деньги списываются с лицевого счета, все данные о поездке — в мобильном приложении», — рассказал директор по связям с общественностью «Магистрали Северной столицы» Андрей Цапу.
Участок, обычно называемый Витебской развязкой (ее строительством занимается концессионер ЗСД ООО «Магистраль Северной столицы», 49% в котором принадлежит ООО «ВТБ Инфраструктурный холдинг»), имеет три полосы в каждом направлении, в определенном смысле он является ответвлением ЗСД — от Благодатной улицы до Витебского проспекта.
Общая протяженность объекта составляет 2,6 км при стоимости в 43 млрд рублей, а основная его часть проходит в створе железной дороги. При этом развязка поднята на эстакаду. Изначально проектом предполагалось ее одноярусное исполнение, однако в итоге было решено выбрать двухъярусный вариант, что позволило вдвое сократить ширину трассы и избежать сноса домов.
Задача Витебской развязки — связать Западный скоростной диаметр с Фрунзенским и Московским районами: жителям юга города упростится доступ на ЗСД, они смогут быстрее добраться до северных районов или кольцевой дороги.
На эстакадах работы практически завершены — заканчивается укладка асфальта, устанавливаются конструкции для размещения навигационной информации, наносится разметка. Уже в декабре здесь откроют движение — пока рабочее. В целом же пропускная способность трассы оценивается в 70 тыс. машин в сутки.
В рамках Международного форума и выставки «Транспорт России» 20 ноября Смольный подписал с ВТБ концессионное соглашение на строительство и эксплуатацию следующих трех участков Широтной магистрали. Их стоимость — 241 млрд рублей, в их числе — 159,2 млрд рублей, которые направят из федерального и регионального бюджетов.
Планируемый срок завершения реализации всего проекта — 2031 год. Общая протяженность трассы — 32,4 км, из них 16,7 км пройдет в границах Петербурга, а 15,7 км — по территории Ленобласти. Скорость движения по автодороге — 120 км/ч. Строительство второй, третьей и четвертой очередей Широтной магистрали начнется уже в 2025 году.
«Есть участие федерального правительства, но очень помог Санкт-Петербург. Он вышел вперед и больше авансирует в начальной стадии. Проект крупный и очень сложный. Есть разводной мост. Для того, чтобы не нарушить гармонию исторической части, приходиться возводить надземные конструкции в виде эстакад», — отметил глава ВТБ Андрей Костин.
Вторая очередь строительства ШМСД включает прокладку трассы от Витебского проспекта до Софийской улицы, третья — до улицы 2-й Луч. Четвертая состоит из трех этапов: первый — до Союзного проспекта, с мостом через Неву (низководной разводной переправы в створе Фаянсовой и Зольной улиц), второй — до Российского проспекта, третий — до КАД.
Безусловно, у проекта есть и пятая, и шестая очереди — после КАД трасса «раздвоится» и пойдет в сторону Всеволожского и Кировского районов Ленобласти. Однако их сооружение относится уже к ведению области. Впрочем, и там работа движется — концессионное соглашение подписано в 2023 году, а сумма инвестиций составит около 110 млрд рублей, половина из которых — внебюджетные средства.
Что касается стоимости проезда по трассе, то пока она не определена. СМИ стали доступны лишь предварительные цифры из проекта концессионного соглашения.
В ценах на январь 2024-го максимальная сумма для транспортных средств, у которых высота над передней осью составляет не более 1,3 м и количество осей равно двум, оценена в 20 руб./км; с высотой более 1,3 м и двумя осями— 36 руб./км; для транспорта с тремя осями — 56 руб./км; с четырьмя и более — 92 руб./км.
Впрочем, предусмотрена возможность установления дифференцированной оплаты — в зависимости от дней недели, загруженности трассы, частоты поездок, способа оплаты и пр. Кроме того, свою корректировку будет вносить инфляция. Например, прогнозный тариф предполагает стоимость проезда в 2029 году от 23,5 до 112,8 рубля за километр в зависимости от категории, а в 2039-м — уже от 35,8 до 164,7 рубля.
Елена Дудина