Posted 27 ноября 2024, 20:25
Published 27 ноября 2024, 20:25
Modified 27 ноября 2024, 20:29
Updated 27 ноября 2024, 20:29
Курс рубля в среду перешел от резкого снижения к стремительному падению — на Мосбирже юань достигал 15,1 рубля, а на торгах форекс цена доллара и евро доходила до 114,5 рублей и почти 120 рублей соответственно. Лихорадку на рынках удалось пригасить после вмешательства Банка России, который объявил о прекращении покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила. После этого рублю удалось отыграть часть потерь. Тем не менее, курс доллара превысил 108 рублей впервые с 17 марта 2022 года.
ЦБ РФ установил на 28 ноября следующие официальные курсы валют:
Контекст. Официальный курс американской валюты перевалил за 100 рублей еще на прошлой неделе, а со вторника он был установлен на отметке 103,79 рубля, что стало максимальным значением с 24 марта 2022 года. При этом за последние три месяца курс рубля в паре с долларом потерял уже почти одну пятую своей стоимости. Максимальные значения курса доллара и евро были зафиксированы 11 марта 2022 года — 120,38 рубля и 132,96 рубля соответственно. После этого на фоне активных действий Банка России, Минфина и общей адаптации российской экономики курс рубля начал снижаться.
В последние годы при резких колебаниях валютного курса глава Банка России Эльвира Набиуллина выступает с похожими заявлениями, общий смысл которых заключается в том, что российский финансовый регулятор своей главной задачей считает борьбу с ростом цен и возвращение инфляции к целевой отметке 4% годовых, а вовсе не «спасение курса рубля». Набиуллина не раз подчеркивала, что обменный курс в России плавающий, в связи с чем отказывалась давать прогнозы по валютному рынку.
Однако 27 ноября рубль так лихо «прокатился на американских горках», что панические настроения грозили перекинуться с инвесторов и банкиров на все общество в целом. Да, власти дают понять, что даже резкое падение рубля не означает неминуемого краха российской экономики. «А зарплату вы в какой валюте получаете?» — спросил в среду пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков у журналиста, который задал ему вопрос о взлете курса доллара. Тем не менее, совсем без реакции события оставлять явно было нельзя, иначе рубль неминуемо продолжил бы отвесное падение и в четверг.
В итоге ближе к вечеру Банк России опубликовал «комментарий по операциям на валютном рынке в рамках бюджетного правила». В нем говорится о том, что ЦБ с 28 ноября и до конца года «в целях снижения волатильности финансовых рынков» перестанет осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в рамках зеркалирования регулярных операций Минфина России.
Реакция рынков последовала незамедлительно — юань, курс которого на максимуме превышал 15 рублей, снизился на 1,7%, до 14,42 рубля, а доллар, добравшийся на торгах форекс до пика в 114,5 рубля, ушел вниз к отметке 110,28 рубля.
По аналогии вспоминаются события середины августа 2023 года. Тогда, после того как валютный курс ушел выше психологически важной отметки 100 рублей за доллар, Центробанк внезапно объявил о решении провести 15 августа заседание совета директоров по пересмотру ключевой ставки, хотя ранее этот вопрос планировалось рассмотреть лишь 15 сентября. Одна только эта новость отбросила курс до 97,23 рублей за доллар. А после того, как на следующий день ставка была поднята сразу на 350 базисных пунктов с 8,5% до 12% годовых, курс доллара перешел к устойчивому снижению и к сентябрю не превышал 96 рублей.
Ряд экспертов и участников финрынка уже предположили, что Банк России вновь может досрочно поднять ключевую ставку (напомним, что по плановое заседание совета директоров ЦБ по этому вопросу назначено на 20 декабря). Однако сейчас совсем не та ситуация, что была в августе 2023-го. Прежде всего, повышение ставки и так уже практически предрешено, рынки к нему готовы, так что досрочный пересмотр уже не даст большого эффекта.
Кроме того, со стороны правительства звучит совсем другая риторика. Если в 2023 году помощник президента РФ Максим Орешкин заявлял, что «в интересах российской экономики сильный рубль», то сейчас министр финансов РФ Антон Силуанов расставляет другие приоритеты.
«Есть инструментарий, в том числе бюджетный, который помогает в нынешних сложных для привлечения кредитный ресурсов условиях экспорт поддержать. Ну и самое то главное, курс для экспорта важнее ставки. Я не говорю, что курс хороший или плохой. Сегодня курс для экспортеров очень даже способствующий экспорту», — сказал Силуанов в минувший вторник.
Впрочем, далеко не все готовы воспринимать это заявление главы Минфина как сигнал, что правительство взяло курс на умышленную девальвацию рубля.
«Это утверждение вырвано из контекста. Министр обсуждал не влияние курса на экономику в целом, а то, как экспортерам справляться с высокими процентными ставками», — говорит, в частности, экономист, автор Telegram-канала bitkogan Евгений Коган.
По его мнению, падение рубля — это не результат «коварного плана» правительства, а реакция рынка на геополитические риски и ухудшение внешнеторговых условий, особенно для экспортеров. При этом, рассуждая о том, стоит ли ожидать валютных интервенций, эксперт подчеркивает, что Центробанк реагирует не на сам уровень курса рубля, а на то, насколько резко он изменяется.
Как отмечал на этой неделе «РосБалт», хотя слабый рубль действительно выгоден экспортерам и помогает пополнять доходы бюджета, он также способствует разгону инфляции. Так что можно ожидать, что правительство вмешается в ситуацию с целью вернуть курс в диапазон 90-100 рублей за доллар. Наиболее очевидный способ, при помощи которого это можно сделать — повышение для экспортеров нормы обязательной продажи валютной выручки.
Улучшить ситуацию также мог бы рост нефтяных котировок, однако пока этого не происходит. На этом фоне в прогнозах экспертов звучит заметная неопределенность.
«Угадывать, где окажется курс доллара даже через неделю, очень сложно: быстрая коррекция может наступить в любой момент. С другой стороны, мы не исключаем возврата доллара к максимумам марта 2022 года (121 рубль). Столь сильная девальвация рубля будет транслироваться в рост инфляции. Поэтому мы считаем, что у Банка России практически не остается вариантов, кроме как пойти на новое повышение ключевой ставки до 23%», — предполагает аналитик «Финама» Александр Потавин.
Как бы то ни было, глава Минэкономразвития РФ Максим Решетников демонстрирует оптимизм, предрекая, что нервная обстановка на рынках так или иначе уляжется.
«Как это часто происходит в подобных ситуациях, сейчас на валютном рынке присутствует избыточная эмоциональная составляющая. Опыт показывает, что после периода повышенной волатильности курс всегда стабилизируется», — сказал Решетников.
Схожие оценки дает эксперт БКС Михаил Зельцер.
«На таком фоне эмоции зашкаливают, появляются все более критические оценки перспектив рубля. Обычно на панике формируется экстремум с последующей агрессивной фиксацией, но на такой высокой волатильности поймать пик крайне сложно. Локальный разворот может наступить в любой момент», — подчеркивает он.
Также, по его мнению, вероятность очередного повышения ключевой ставки на декабрьском заседании ЦБ очень высока.
Михаил Макаров