Posted 27 ноября, 12:32

Published 27 ноября, 12:32

Modified 27 ноября, 12:50

Updated 27 ноября, 12:50

Как защитить свои права при записи в поликлинику и в больнице

Как защитить свои права при записи в поликлинику и в больнице

27 ноября 2024, 12:32
Фото: Изображение Midjourney. Как защитить свои права при записи в поликлинику и в больнице
Нет свободных талонов в поликлинике, запись на обследование нужно ждать месяцами, отказывают в направлении — пациенты довольно часто, к сожалению, сталкиваются с такими ситуациями. Как же получить необходимую медпомощь и отстоять свои права?

Если не записывают к врачу

Очень часто в поликлиниках, особенно в маленьких населенных пунктах, не хватает медиков. Запись к врачам расписана на несколько недель, а то и месяцев. Пациентам в поликлинике советуют «ловить окошко» к специалисту, записываясь по телефону или на «Госуслугах». Но всё это бесполезно — ожидание талона может затянуться на неопределенное время.

Вы должны знать, что сроки оказания бесплатной медпомощи регламентируются законодательством. На прием к терапевту гражданин должен попасть не позднее 24 часов с момента обращения в поликлинику. А специалист узкого профиля, например хирург или лор, должен принять человека в течение 14 рабочих дней после обращения. При онкологических патологиях пациента должны принять в течение трёх дней.

Если в поликлинике отказывают в записи, ссылаясь, например, на отсутствие того или иного специалиста, у вас есть право жаловаться. Вы можете сразу же позвонить в свою страховую компанию по номеру, указанному в полисе ОМС.

Или пойти другим путем, обратившись к главврачу поликлиники. Для этого сначала нужно запросить письменный отказ в записи на прием, а затем в свободной форме написать жалобу руководству поликлиники.

Практика показывает, что звонок в ОМС обычно быстрее решает проблему записи на прием, чем письменные обращения к руководству поликлиники.

Если за лечение просят деньги

Медицинские услуги, предоставляемые по полису ОМС, осуществляются на бесплатной основе. Они предоставляются в рамках программы государственных гарантий. То есть если у вас в больнице просят самостоятельно купить лекарственные средства или заплатить за обследование, то можно смело жаловаться на медучреждение.

С другой стороны, далеко не в каждой поликлинике есть необходимые обследования — например, УЗИ, МРТ, КТ и др. В этом случае пациенту обязаны записать в другое медучреждение, где есть такие обследования. Но обычно запись на обследования расписана на месяцы вперед. Правда, за деньги находятся всегда.

Следует знать, что для обследований тоже установлены жесткие сроки. По закону диагностические исследования, среди которых УЗИ, маммография, КТ, МРТ, лабораторные анализы, должны быть проведены не позднее 14 рабочих дней после того, как врач выписал направление.

Чтобы отстоять свои права, запросите в поликлинике отказ в оказании помощи либо отказ в записи на обследование в письменном виде. С этим документом вы можете обратиться за помощью в свою страховую компанию, указанную в полисе ОМС.

Если отказывают в госпитализации

В экстренных случаях, например при тяжелых травмах и кровотечениях, медпомощь оказывается немедленно и безотлагательно. За отказ в предоставлении экстренной помощи медики несут ответственность, в том числе и уголовную.

Плановую же госпитализацию осуществляют в установленные сроки. После приема у врача и выдачи направления запись на плановую госпитализацию не должна превышать 14 дней, при онкологии — не более 7 дней.

Если вас не хотят госпитализировать, а ваше самочувствие ухудшается, звоните в скорую, а затем и в свою страховую по номеру телефона в полисе ОМС.

Если не дают направление в поликлинику другого региона

Когда в вашей поликлинике отсутствует узкий специалист по вашему профилю или не проводятся необходимые обследования, врач обязан выписать направление в другую клинику, где принимают нужные специалисты.

Часто случается, что врачи в поликлинике отказывают в направлении, ссылаясь на отсутствие квот и невозможность записи в другое медучреждение. Пациенту предлагаются платные услуги в частной клинике, которые можно получить быстро, не ожидая неделями записи.

Но по полису ОМС нет никаких квот на обследования или запись к узкому специалисту. Поликлиника обязана вам выдать направление на оказание бесплатной медпомощи в другом медучреждении. Если в вашем городе нет нужных специалистов, значит, направление должно выдаваться в другой ближайший населенный пункт, где принимают такие врачи.

Если отказывают в вызове скорой помощи

Скорая помощь оказывает два вида помощи — экстренную и неотложную. В первом случае помощь оказывается, когда есть прямая угроза человеческой жизни. Скорая должна приехать не позднее 20 минут после вызова.

Неотложная помощь оказывается, когда пациент чувствует себя плохо, но прямой угрозы жизни нет. Тогда срок ожидания скорой может длиться до двух часов.

Однако пациент не всегда может сам определить, когда требуется экстренная, а когда неотложная помощь. Например, у человека могут быть сильные боли в животе, а это может свидетельствовать как о неопасной кишечной колике, так и о перитоните, угрожающем жизни пациента.

Поэтому, если человеку становится хуже, а скорой всё нет, перезвоните еще раз диспетчеру и сообщите об ухудшении самочувствия. Диспетчер повысит срочность вызова и скорректирует бригаду скорой помощи.

Если вас не устроила работа бригады скорой помощи, например, специалисты отказали в предоставлении той или иной помощи, вели себя грубо, вы можете пожаловаться на их действия в свою страховую компанию по полису ОМС.

Если отказывают в вызове врача на дом

Некоторым людям тяжело самостоятельно прийти на прием в поликлинику по записи — из-за плохого самочувствия, при восстановлении после тяжелой операции и др. В этом случае у вас есть право вызвать врача на дом. Он должен прийти к пациенту не позднее чем через сутки. Если в регистратуре поликлиники отказывают в вызове на дом или медик не пришел в указанное время, обращайтесь к своему страховому представителю по полису ОМС.

Подпишитесь