Для начала разберемся с тем, какие способы получения ежемесячных выплат доступны современному пенсионеру.
Первый способ — почтовая доставка. Деньги можно получить в местном почтовом отделении или дождаться, пока почтальон доставит перечисленную СФР сумму на дом. Для каждого пенсионера устанавливается определённая дата выплаты согласно графику доставки. Если гражданин не получает пенсию в течение шести месяцев, выплаты приостанавливаются. Для их возобновления необходимо подать заявление в местный орган Социального фонда России.
Второй способ — получение через банк. Деньги можно забрать в кассе банковского отделения либо оформить пластиковую карту. Начиная с 1 июля 2021 года выплаты пенсионерам осуществляются только на карты национальной платежной системы «МИР». Выплата за текущий месяц поступает на банковский счёт не позднее следующего дня после получения средств от местного органа Социального фонда России. Деньги становятся доступны для снятия в банкомате в любой день. Комиссия за перевод на счет пенсионера не взимается.
Если вы планируете поменять банк или способ получения пенсии, необходимо уведомить Социальный фонд России (СФР), который объединяет Фонд социального страхования и Пенсионный фонд. Вы можете обратиться непосредственно в ближайшее отделение СФР или воспользоваться услугами МФЦ.
В этих учреждениях пенсионера попросят подать заявление. Форму заявления можно скачать онлайн или получить в отделении СФР или МФЦ. В документе необходимо указать предпочтительный способ получения пенсии и реквизиты банковского счета (если пенсия перечисляется через банк).
Если вы планируете лично посетить СФР или МФЦ для изменения банка или метода получения пенсии, подготовьте следующие документы:
Также изменить способ получения пенсии можно онлайн. Если вы зарегистрированы на портале «Госуслуги», то воспользуйтесь возможностью подать заявление, не выходя из дома.
Подать документы через личный кабинет на сайте «Госуслуги» можно следующим образом:
На портале есть робот-помощник Макс, в чате с которым можно запросить информацию об интересующей вас услуге. Там же можно оформить заявление.
Это делается в несколько шагов:
Также можно сменить способ получения пенсии через сайт СФР. Для этого нужно зарегистрироваться на нем через «Госуслуги» и в личном кабинете перейти в раздел «Пенсии». Далее нужно выбрать раздел «Подать заявление» и нажать на вариант «О доставке пенсии». Все данные в документах заполняются автоматически, на основе информации с «Госуслуг».
Если вы уже получаете пенсию на карту и просто хотите сменить банк, обратитесь в ПФР с заявлением о смене места получения пенсии и реквизитами нового банка.
Однако сначала внимательно ознакомьтесь с условиями, которые новый банк предлагает своим пенсионным клиентам, и удостоверьтесь, что они выгодны именно для вас.
На еще один важный нюанс советует обратить внимание ведущий юрист Европейской юридической службы по праву социального обеспечения Оксана Красовская в беседе с Финансы Mail.ru:
«При выборе банка важно обратить внимание на то, заключен ли у него договор с СФР. В противном случае заявление пенсионера о доставке пенсии приостановится до заключения договора, и нужно будет указать другую организацию, которая будет временно доставлять пенсию».
Для открытия счета финансовая организация потребует представить ряд документов:
Если все документы в порядке, сотрудник банка выдаст вам бланк договора, который обязательно нужно внимательно прочитать перед подписанием.
Также следует уведомить текущий банк о том, что вы планируете отказаться от их услуг. Для этого нужно написать заявление о прекращении выплаты пенсии на текущий банковский счет. Возможно, потребуется предоставить копию заявления в ПФР о смене места выплаты пенсии.
Когда все заявления поданы, остается дождаться их рассмотрения. СФР, как правило, обрабатывает документы в течение нескольких недель. Точные сроки зависят от региона и загруженности отделения.
После завершения обработки вы получите уведомление о переводе выплат на новый банковский счет.
В настоящее время множество банков предлагают пенсионерам специальные программы, предусматривающие перевод пенсии на счет в данном банке и оформление уникальной карты. Поэтому постарайтесь выбрать из них именно тот вариант, который станет наиболее удобным для вас.
Для пожилых людей одним из важнейших факторов удобства является территориальная доступность. Не менее важен уровень компетентности сотрудников, их умение объяснить сложные финансовые понятия простым языком.
Отсутствие навязывания дополнительных платных услуг или сложных финансовых продуктов, замаскированных под вклады, — еще один признак, по наличию которого стоит выбрать банк для перевода пенсии. Об этом рассказал аналитик Банки.ру Илья Чуриков:
«Если отзывы о конкретном отделении не самые благостные, есть повод задуматься. Когда услуги банка понятны и удобны, а комиссии прозрачны, это хорошо, но так бывает не всегда. Основная нагрузка по разъяснению сложных аспектов банковских продуктов ложится на сотрудников в отделении, и не лишним будет понаблюдать за их работой заранее».
Финансовая сфера тоже очень важна для пенсионеров, которые бережно относятся к деньгам. Уточните у сотрудника банка расписание начисления процентов: остаются ли они на депозитном счёте или выплачиваются ежемесячно. Попросите рассказать о банковских комиссиях за обслуживание, уведомления и прочие услуги. Это даст вам уверенность в том, что ни один рубль из пенсии не будет списан без вашего ведома и согласия.