Posted 20 ноября, 15:13
Published 20 ноября, 15:13
Modified 20 ноября, 15:32
Updated 20 ноября, 15:32
В Санкт-Петербурге все чаще на улицах можно встретить автомобили с яркой светящейся рекламой. Рекламируется Сбербанк, а точнее, одна из его услуг — эквайринг (возможность безналичных расчетов за товары и услуги при помощи банковских карт и систем бесконтактной оплаты).
Услуга, конечно, полезная для бизнеса, но появляется множество вопросов.
Подобные «рекламоносители» заполоняли крупные города в нулевые годы. Каждый из нас помнит, как по улицам колесили или просто стояли припаркованными машины, на бортах которых красовалась реклама казино, ночных клубов и прочих незамысловатых радостей. Рекламироваться подобным образом было радикально дешевле, чем традиционным путем. Не надо платить за билборды: нанял грузовичок — и все вопросы разом решил.
Власти поначалу боролись с таким «цирком на колесах» не очень эффективно, но потихоньку порядок в этой сфере навели: сначала ГИБДД стала активно проверять документы у владельцев автомобилей (существуют определенные регламенты, согласно которым не допускается ситуация, когда водителя что-то сильно отвлекает от контроля за управлением машиной и за дорогой), потом были разработаны и другие ограничения.
«Есть огромное количество нюансов, которые здесь точно проигнорированы, — прокомментировала „РосБалту“ видео с рекламными грузовиками юрист Елена Сергеева. — Пункт 3 гл. I приказа МВД РФ № 410 содержит следующее положение: рекламу следует размещать на площади, не превышающей 50% от окрашенной поверхности кузовных деталей транспортных средств, на которых она нанесена. Здесь совершенно очевидно „перевыполнение“ этого норматива. А это, по закону, уже влечет за собой необходимость внесения изменений в ПТС в пятидневный срок. На первый раз штраф за это небольшой, но за „рецидив“ уже предусмотрен крупный штраф или лишение права на срок от одного до трех месяцев».
Впрочем, можно ориентироваться не на ведомственные приказы, а непосредственно на федеральный закон «О рекламе». Рекламе на транспортных средствах и с их использованием посвящена пространная статья 20 данного закона. И количество ее пунктов, которые в рассматриваемой нами ситуации нарушены, выглядит внушительно.
Конечно, как только появляются ограничения, тут же находятся пути их обхода. Но подобное поведение привычно скорее для тех, кто работает в «серой зоне». Если тон в способах рекламироваться «за недорого» задает лидер банковского сектора огромной страны, остается только руками развести. И, возможно, задуматься о причинах.
«У Enron, крупнейшей финансовой пирамиды США начала XXI века, накануне краха по отчетности и аудиту тоже все было хорошо», — намекает экономист, профессор Никита Кричевский.
Как бы то ни было, хочется прояснить несколько моментов.
Насколько законна такая реклама?
Есть ли весь пакет необходимых разрешений у данного автотранспорта, а точнее — у тех, кто оказывает услуги?
Не пугают ли Сбербанк, в конце концов, репутационные потери?
«РосБалт» направил официальные запросы в УФАС по городу Санкт-Петербургу и в Сбербанк.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ