Что посмотреть в Петербурге туристу, куда сходить? Музеи, театры, картинные галереи СПб — очевидные ответы на этот вопрос, а вот станции метро — не вполне очевидные, хотя некоторые из них представляют собой настоящие произведения архитектурного искусства.
Станция метро «Автово» по праву считается одной из самых красивых в Санкт-Петербурге. Кроме того, она входит в топ-12 самых красивых станций метро мира.
Стиль, в котором выдержана архитектура этой станции, характеризуется как неоклассика. Концепция — оборона Ленинграда в период Великой Отечественной войны, так что в декоре преобладает тематическая символика.
Особенность станции — наличие в ее конструкции нескольких десятков колонн, из которых несколько декорированы стеклом литого типа с орнаментами. Изначально станцию планировалось сделать похожей на дворец, однако позднее начался период борьбы с архитектурными излишествами, и от этой идеи отказались.
Александр Соколов, главный архитектор «Ленметропроекта», в материале на сайте «Подземный эксперт», отмечает: самые интересные детали в декоре станции — это колонны из стекла, которые отсвечивают бледно-голубым светом, немного сверкая. За счет этого эффекта зал приобретает особую торжественность.
«В свое время немало споров вызывала сама идея использовать литое стекло в отделке метро. В числе архитекторов были и приверженцы такого приема, и те, кто призывал от него отказаться. Однако стекло как облицовка используется уже очень давно, к примеру оно применялось в отделке дворца, расположенного в Пушкине. Другое дело, что столь масштабное применение планировалось впервые в истории, и перед архитекторами в этой связи возникали непростые задачи», — объясняет эксперт.
Дмитрий Графов, инженер, в беседе с «Фонтанкой» рассказал о легендах, связанных с отказом от изготовления всех колонн на станции «Автово» из стекла.
«Одна из таких легенд гласит, что станцию забраковала московская комиссия — по причине того, что якобы настолько красивые станции могут быть только в метрополитене Москвы. Впрочем, речь идет всего лишь о легенде, и документальных подтверждений этому нет. Более правдоподобно звучит версия, согласно которой от отделки стеклом всех колонн отказались из соображений экономии — в те годы шло восстановление города после войны, затрат было много, поэтому их старались оптимизировать», — рассказывает эксперт.
Кстати, красоту станции метро «Автово» оценил даже американский предприниматель и изобретатель Илон Маск. В 2023 году он не смог пройти мимо публикации фотографий станции в соцсети, где отмечалось, что станции метро должны выглядеть именно так. Маск выразил с этим утверждением свое согласие в виде эмодзи. Известно, что сам предприниматель в Санкт-Петербурге ни разу не был.
«Беговая» — одна из новых станций метро СПб, ее построили в 2018 году. Реализация проекта была приурочена к крупному спортивному событию — ЧМ по футболу.
Архитектурная концепция станции — подвиг летчика Савушкина. В декоре станции использованы элементы в стиле урбанизма, а светильники выдержаны в форме самолетных пропеллеров. Пол облицован гранитом, стены — керамикой, а колонны — настоящей сталью. В качестве основного декоративного элемента установлено панно с уникальным эффектом 3D, выполненное из цветного стекла.
Максим Губин, главный инженер проектов петербургского предприятия, в комментариях к материалу на сайте «Подземный эксперт» обратил внимание на то, что «Беговая» — станция мелкого заложения, и строилась она по принципу top-down.
«Проект станции выполнен с учетом обновленных нормативов, связанных с адаптацией объектов подземного строительства к потребностям горожан с ограниченными возможностями. Так, подъемы и спуски, кроме эскалаторов, также дополнены и лифтами», — объяснил эксперт.
«Адмиралтейская» считается самой глубокой станцией метро не только в Санкт-Петербурге, но и в России. В глубину она составляет порядка 86 метров, а ее протяженность превышает 150 метров. Чтобы подняться со станции по эскалатору наверх, требуется более трех минут.
Стоит отметить, что «Адмиралтейская» — станция-долгострой. На ее строительство ушло почти 14 лет, оно стартовало еще в конце 90-х, затем было заморожено, а возобновили его только в середине 2000-х годов. По этой причине еще одно название «Адмиралтейской» — станция-призрак.
«Международная» — станция, которая была открыта в конце 2012 года. Ее вестибюль находится в здании одноименного торгового комплекса. Изначально в качестве концепции этой станции рассматривалась тема дружбы народов, однако в итоге решили реализовать другую идею — возникновение цивилизации.
Зал станции «Международная» украшен мозаикой, эффектными панно, на одном из них изображен держащий земной шар атлант. Облицовка выполнена таким оригинальным образом, что кажется, будто у атланта в руках не только шар, но и свод станции метро.
Станция «Обводный канал» — относительно новая. Ее построили на месте старинного кинотеатра, который работал даже в дни блокады. Строительство самой станции завершили в 2008 году, однако выход на поверхность сделать не успели, так что поезда следовали мимо нее без остановки. В 2010 году был достроен наземный вестибюль станции метро «Обводный канал» в СПб, его встроили в здание местного ТЦ.
Архитектурная концепция станции отсылает к лучшим образцам петербургской промышленной архитектуры образца XIX столетия. Среди интересных конструкционных элементов — балки, а также детали, формирующие интересную иллюзию оптического типа: может показаться, что сама станция заключена в заводскую трубу.
«Площадь Восстания» — первая станция в Петербурге, у которой появилось два выхода. Ее павильон выдержан в классическом стиле и декорирован ротондой.
Станция имеет свою концепцию, тема — восстание в октябре 1917 года. Революционная тематика органично переплетается с элементами, характерными для изысканной классики. В декоре вестибюля использованы эффектные люстры, арки, карнизы с лепниной, барельефы из бронзы.
Станция была открыта в середине 50-х годов прошлого века, ее тематика — трудовые подвиги народа. В оформлении павильона использована позолота, белые и красные цветовые гаммы, а также скульптуры и барельефы, изображающие представителей разных профессий. Барельефы расположены на пилонах. Кроме того, стены декорированы решетками.
Основная тема оформления станции метро «Кировский завод» — масштабная индустриализация. Павильон выдержан в чертах классического стиля, который отсылает к образцам античной архитектуры. Купол установлен на нескольких десятках белоснежных мраморных колонн, на потолке — лепнина.
Также в декоре станции использованы горельефы, изображающие символы разных отраслей промышленности. Кроме того, станцию украшает бюст Ленина.
В оформлении станции метро «Звенигородская» изначально планировалось использовать колонны, однако идею воплотить не удалось, поскольку строительство было заморожено.
Тематика оформления «Звенигородской» — Семеновский гвардейский пехотный полк, поскольку его казармы располагались как раз в этом районе. В облицовке стен использован мрамор светлых и зеленых оттенков, а также гранит. В декоре вестибюля использована мозаика в виде панно с сюжетом, отсылающим к сражениям, в которых участвовал Семеновский полк.
Станцию «Спортивная» открыли в конце 90-х годов. Изначально ей планировалось дать другое название — «Олимпийская», поскольку в те годы Санкт-Петербург претендовал на то, чтобы стать столицей Олимпийских игр. В итоге город выбыл из числа участников, и станцию было решено назвать просто «Спортивная».
Тематика и концепция — Олимпийские игры. В декоре эскалаторного тоннеля использованы мозаики, изображающие древнегреческих богов, а в зале стены украшены панно с изображением участников первых древнегреческих олимпиад. Светильники выглядят как факелы.