Проект высокоширотного морского транспортного коридора от Санкт-Петербурга и Мурманска до Шанхая, о котором уже рассказывал «РосБалт», продолжает набирать обороты. По итогам этого года грузопоток по Северному морскому пути (СМП) достигнет рекордных 37,6 млн тонн — об этом в минувший четверг заявил спецпредставитель госкорпорации «Росатом» по Арктике Владимир Панов. В беседе с журналистами по итогам заседания профильной комиссии Госсовета он отметил, что добиться таких показателей удалось, в частности, за счет перенаправлении грузов с Суэцкого канала.
В свою очередь вице-премьер РФ Алексей Оверчук сообщил, что сохраняется цель достичь годового объема перевозок грузов по СМП в 80 млн тонн.
«Мы предпринимаем очень большие усилия для развития этого маршрута. И с точки зрения строительства ледокольного флота, включая атомный ледокольный флот, и с точки зрения обеспечения систем проводки, систем безопасности, портовой инфраструктуры. В это вкладываются сегодня очень серьезные средства», — подчеркнул Оверчук, который в четверг прибыл в столицу Перу Лиму, где примет участие в саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС).
При этом вице-премьер отметил, что на саммите АТЭС он будет рассказывать об этом транспортном коридоре, который он называл «очень важной торговой артерией».
Контекст. Северный морской путь — судоходный маршрут, проходящий вдоль берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). Он соединяет в единую транспортную систему европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек. Длина СМП от пролива Карские Ворота (у архипелага Новая Земля) до бухты Провидения (в районе Берингова пролива) — 5,6 тыс. км. Маршрут через СМП почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток: так, от Санкт-Петербурга до Владивостока через Суэцкий канал — 23,2 тыс. километров, а по СМП — 14,3 тыс. километров. Продолжительность навигации составляет два-четыре месяца, использование ледоколов позволяет сделать ее круглогодичной.
Как напомнил недавно глава правительства РФ Михаил Мишустин, на Арктику приходится более четверти всей территории России, где проживает примерно 2,5 млн человек. По словам премьера, при поддержке государства в регионе реализуется почти 1 тыс. проектов с объемом частных инвестиций порядка 2 трлн рублей.
«Это 20 тыс. километров нашей морской границы, богатые месторождения природного газа и нефти, платиноидов, меди, титана и других полезных ископаемых. С точки зрения природных и климатических условий, конечно, это сложный регион, но его инвестиционная привлекательность очень высока», — цитирует слова Мишустина агентство ТАСС.
Уже имеющиеся у России 7 атомных и 34 дизельных ледокола позволяют проводить суда по Севморпути в течение девяти месяцев. При этом ледокольный флот страны продолжает расти. На прошлой неделе на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге состоялся спуск на воду атомного ледокола «Чукотка», предназначенного для проводки кораблей по СМП. Команду в ходе торжественной церемонии дал по видеосвязи президент РФ Владимир Путин. Как отметил по этому поводу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, спущенный на воду новый ледокол гораздо важнее для России, нежели победа Дональда Трампа на президентских выборах в США.
«Мы строим ледокольный флот, которого в мире нет», — подчеркнул Владимир Путин на встрече с представителями СМИ стран БРИКС 18 октября. «Строится еще ледокол „Лидер“, который вообще будет колоть лед любой толщины и будет работать круглогодично», — добавил он.
Проект 10510 «Лидер» имеет уникальные характеристики — этот ледокол водоизмещением более 71 тыс. тонн станет самым мощным в мире — он получит две реакторные установки «РИТМ-400» по 315 МВт. «Лидер» сможет прокладывать во льдах каналы шириной в 50 метров, что позволит проводить по Севморпути крупнотоннажные суда и значительно увеличить интенсивность движения по этой морской магистрали.
Речь о ледоколах не случайно зашла на встрече БРИКС — у стран Глобального юга стремительно растет интерес к возможностям Севморпути. На этой неделе стало известно, что возможность совместного производства с Россией судов ледового класса для СМП рассматривает Индия.
«Буквально в сентябре была уже направлена индийская делегация в Россию по этому проекту. Речь шла об обучении в первую очередь и экипажей с индийской стороны, и совместном производстве либо строительстве у нас судов ледового класса, которые будут обеспечивать проводку по этому маршруту», — сообщил журналистам первый вице-премьер РФ Денис Мантуров.
Как напоминает ТАСС, ранее Мантуров заявлял, что Россия видит в Индии значимого партнера по стратегическим проектам в области международной логистики, прежде всего, в освоении Северного морского пути и коридора Север — Юг. Также первый вице-премьер отмечал, что СМП мог бы обеспечить к 2030 году до 5 млн тонн грузооборота между Россией и Индией.
Глобальное изменение климата, которое делает Арктику более пригодной для судоходства, существенно повышает не только экономическую, но и военную значимость этого региона.
В начале этого месяца агентство Reuters опубликовало интервью со спецпредставителем США по делам Арктики Майклом Сфрагой (Michael Sfraga), в котором он заявил, что Вашингтон внимательно следит за растущим сотрудничеством между Россией и Китаем в Арктике, отметив, что некоторые из их недавних военных совместных действий в регионе посылают «тревожные сигналы».
В качестве примеров Сфрага привел групповой полет российских и китайских бомбардировщиков у берегов Аляски в июле, а также совместное прохождение китайских и российских кораблей береговой охраны через Берингов пролив в октябре.
«Тот факт, что Москва и Пекин сотрудничают в Арктике, привлекает наше внимание. Мы проявляем и бдительность, и усердие в этом вопросе, а также очень внимательно следим за этой эволюцией их деятельности», — сказал Сфрага, добавив, что «Аляска, североамериканская Арктика, является западным флангом НАТО, так что мы должны думать об Арктике именно так».
Председатель военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр в программной речи на 11-й Ассамблее полярного круга, состоявшейся 19 октября в Исландии, также выразил обеспокоенность по поводу растущего военного сотрудничества между Китаем и Россией в арктическом регионе.
«НАТО обязано защищать всех своих союзников здесь, в этом регионе. И мы хотим поддерживать международный порядок, основанный на правилах, который включает свободу судоходства», — приводит его слова сайт Североатлантического альянса.
Кроме того, адмирал заявил, что «историческое присоединение» Швеции и Финляндии к НАТО делает этот военный блок сильнее также и на Крайнем Севере.
В июле этого года Минобороны США опубликовало обновленную стратегию по Арктике, объявив ее «ареной для стратегического противостояния». В связи с этим администрация президента Джо Байдена заявила о готовности «отвечать на вызовы вместе с союзниками и партнерами, чтобы обеспечить готовность действовать в северных широтах».
«Обновленная стратегия Пентагона, которая была принята вскоре после саммита НАТО в Вашингтоне, свидетельствует о том, что в американских подходах к Арктике превалируют силовые сценарии обеспечения своих интересов на этой территории», — сказала официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
При этом, по ее словам, Вашингтон явно нацелен на эскалацию военно-политической напряженности в регионе.
Михаил Макаров