Posted 15 ноября, 13:51

Published 15 ноября, 13:51

Modified 15 ноября, 13:51

Updated 15 ноября, 13:51

Диетолог: Налог на сладкую газировку спасет молодежь от диабета и ожирения

Диетолог: Налог на сладкую газировку спасет молодежь от диабета и ожирения

15 ноября 2024, 13:51
Фото: Изображение Midjourney.
Повышение налога на сахаросодержащие газированные напитки поспособствует снижению уровня ожирения и заболеваемости сахарным диабетом 2-го типа среди россиян. В первую очередь это коснется подростков и мужчин до 35 лет — именно эти категории граждан потребляют больше всего сладкой газировки.

Таким мнением с Общественной службой новостей поделилась директор АНО НИЦ «Здоровое питание», диетолог, гастроэнтеролог 1 категории, гепатолог, повар, психолог пищевого поведения Нурия Дианова.

Налог на безалкогольные напитки с добавлением сахара или иных подсластителей размером 7 рублей за 1 литр существует в России с 1 июля 2023 года. Под его действие прежде всего попадают сладкие газированные напитки, количество углеводов в которых превышает 5 грамм на 100 миллилитров. Соки, сокосодержащие напитки, нектары, морсы, сиропы, молочная продукция и некоторые другие категории напитков акцизом не облагаются.

Газированная угроза

По словам диетолога Диановой, число людей, страдающих от ожирения и сахарного диабета 2-го типа, из года в год только увеличивается.

«Вред сахара не то что не опровергается, он муссируется везде. Несмотря на то что мы научились лечить сахарный диабет, разработали очень много современных препаратов и уколов, у нас есть помпы, которые подкалывают инсулин, во всем мире, в том числе в России, заболеваемость сахарным диабетом растет как среди детей, так и среди взрослых. Не радует и статистика по ожирению — им у нас страдает порядка 40 миллионов людей, и каждый год эта цифра растет. По абсолютному числу людей с ожирением мы входим в десятку лидеров», — говорит она.

Собственно, список причин, по которым в России увеличивается процент людей с ожирением и сахарным диабетом, довольно широк, однако особенно среди них выделяется высокий уровень потребления сахаросодержащих напитков. Эксперт сообщила, что, согласно результатам научных работ, снижение потребления или полный отказ от сахара в жидких продуктах оказывает гораздо большее влияние на профилактику и снижение рисков ожирения и сахарного диабета, чем отказ от сахара, добавленного в твердые продукты питания. Она подчеркнула, что сладкая газировка сейчас является «номером 1 в рейтинге плохих продуктов любого диетолога», от которого нужно беречь население.

«В газировке ведь есть еще другой скрытый вред. Это фосфорсодержащая ортофосфорная кислота, которая со временем у подростков, и особенно у маленьких детей, то есть у растущих организмов, негативно влияет на вымывание кальция и может провоцировать проблемы с задержкой роста костей. Они могут быть не такими плотными, и в будущем это чревато проблемами с тем же самым остеопорозом», — добавила врач.

Вместе с тем бросать употреблять сахарные напитки население России пока не торопится. Эксперт отметила, что, по ее личной статистике, каждый третий пациент не готов отказаться от сахара, несмотря на наличие более полезных сладких альтернатив.

Дианова указала, что всего существуют три глобальные стратегии по снижению потребления сахара. Первая подразумевает личную ответственность и осознанность каждого потребителя, вторая опирается на усилия промышленности по созданию безопасных альтернативных подсластителей, а третья задействует государственный административный ресурс. Причем госполитика в отношении сахара может быть как просветительской, направленной на пропаганду здорового образа жизни и информирование населения, так и ограничительной, завязанной на ужесточении налогов на сахаросодержащую продукцию.

Налог на сладкую жизнь

Сейчас в Госдуме обсуждают возможное повышение налога на сладкие напитки с 7 до 10 рублей за литр, говорит Дианова. По ее мнению, это правильная стратегия, которая в будущем может дать очень хорошие результаты.

«Налог на сладкую жизнь — это административный подход, государственный подход, направленный на то, чтобы сделать сахаросодержащие напитки менее доступными для покупки, в первую очередь для молодого населения. Основные потребители таких напитков, не поверите — это очень молодые люди обоих полов, а также молодые мужчины до 35 лет. Это я говорю, исходя из своей статистики. У меня очень много молодых мужчин до 35 употребляют газировку, а женщины уже нет, потому что видят, как это влияет на фигуру, — сказала диетолог. — Я за то, чтобы налог действительно повышали и чтобы это было одним из инструментов работы по снижению сахарного диабета и ожирения в России. Один из самых простых инструментов — сказать людям не пить эти напитки. Но они все равно будут их пить. Другой инструмент — повысить их стоимость. Часть людей начнет экономить, будет понимать, что это недоступно. Те же самые подростки начнут думать: „Не могу купить, не буду“, — или „Буду пить через раз“, или что-то еще. Это действительно имеет колоссальное значение. В мире не так много стран, которые это делают».

Помимо непосредственного снижения потребления сахаросодержащих напитков, повышение налога может привести к росту потребления простой воды. Кроме того, это также сподвигнет производителей на поиск более дешевых альтернатив, добавила собеседница издания. Она отметила, что существующие подсластители, будь то аспартам, сахароза или мальтитол, имеют побочные эффекты и, по-хорошему, не должны использоваться в пищевой продукции.

Проценты на здоровье

Россия не первое государство, в котором появился налог на сладкие напитки. Первой была Норвегия в 1922 году. По словам Диановой, опыт других стран показал, что «акцизы на сладкую жизнь» действительно приводят к положительному влиянию на здоровье населения. Об этом она говорит:

«Во Франции налог действует три года — за это время потребление снизилось на 3,3%, и стабилизировался рост ожирения среди молодежи. В Мексике налог ввели в 2014 году, и там они увидели снижение потребления на 7-10%. Они также запретили продавать сладкие напитки в школах, — рассказывает врач. — В Беркли (Калифорния) через год после введения налога потребление сахаросодержащих напитков снизилось на 9,6%, это очень здорово. Получается, что каждый 10-й человек стал отказываться от газировки. Потребление воды в Беркли при этом выросло на 15,6%. В Филадельфии только за год после введения налога продажи в крупных супермаркетах сократились на 38%. Попросту стало невыгодно».

Касаемо возможной негативной реакции населения на очередной драйвер подорожания продуктов, эксперт заметила, что продуктовый рынок в России устроен так, что вредные продукты стоят дешевле здоровых, из-за чего люди чаще их покупают. Эту ситуацию нужно «перевернуть», подчеркнула она.

«Люди должны понять, что сахаросодержащие напитки нам не нужны в базовой комплектации. Мы же раньше без них жили и сейчас можем прекрасно без них обходиться. Поэтому это правильная история про осознанность. Хочешь полакомиться сладким — заплати больше. Почувствуй, что это ударит по твоему бюджету. Мы должны покупать простые продукты, те же фрукты, должны быть доступны натуральные сахара и другие качественные компоненты», — говорит диетолог.

Оздоровление нации

Собственно, главная цель повышения налога на сладкие напитки — помимо пополнения госбюджета — это борьба с ожирением, сахарным диабетом и инсулинорезистентностью, подчеркнула Нурия Дианова.

«Причем касается это прежде всего молодого поколения, потому что пожилые люди такое не покупают, они от другого страдают. То есть мы фактически готовим плацдарм для будущего России, пытаясь уберечь молодежь от этого, чтобы они были чуть-чуть более здоровы и в свой зрелый возраст, когда работоспособность на максимальном уровне, не были такими больными. Поэтому налог на сладкую жизнь — это долгосрочная работа на оздоровление нации», — говорит она.

Постепенное повышение налога с ежегодными замерами потребления — это то, что реально может поспособствовать улучшению здоровья россиян, считает диетолог. Резкое повышение акцизов или даже полный запрет сладких напитков лишь вызвали бы недовольство, отметила она.

«Лучше делать, чем не делать. Это не маленькая цифра, это правильная цифра. Ее надо каждый раз потихоньку повышать, — указала врач. — Конечно, это долгосрочная перспектива. Быстро результатов она не покажет. Может быть, в начале следующего года смогут замерить и посмотреть, как за год с июля 2023 по июль 2024 менялось потребление, продажи в гипермаркетах и так далее».
Подпишитесь