Более 75% жителей Северо-Западного федерального округа считают, что в их городах слишком много мигрантов, следует из опроса HH.ru (за год число таких ответов увеличилось на 16 п.п). По России в целом такого мнения придерживаются 80% респондентов. Только 10% участников опроса посчитали, что количество иностранных работников в их городе является адекватным, а 4%, наоборот, уверены, что трудовых мигрантов могло быть и больше
При этом лишь 12% думают, что иностранные работники приносят пользу рынку труда и экономике региона (годом ранее этот показатель был выше на 10 п. п.), 20% назвали вред и пользу экономике СЗФО от мигрантов равными, а 37% видят в их присутствии больше вреда (в 2023-м таких ответов было на 10 п. п. меньше). Никакой пользы от присутствия иностранцев на рынке труда не находят 26% опрошенных (+8 п. п. за год).
Вместе с тем 65% участников опроса уверены, что работодатели нанимают на работу мигрантов, поскольку предлагаемые условия не подходят для местных жителей, 61% (выбрать можно было несколько вариантов ответа) считают, что иностранным работникам предлагают меньшую зарплату, а 50% — что мигрантам сложнее защищать свои права, поэтому их выгоднее нанимать.
Примечательно, что в ряде случае эти догадки оказываются справедливыми, а в других — нет: тотальный дефицит кадров серьезно изменил ситуацию и с предлагаемыми мигрантам условиями труда у (естественно, когда речь не идет о теневой занятости).
По запросу «работа для граждан СНГ в Санкт-Петербурге» поиск на платформе «Авито.работа» выдает свыше 50 тысяч вакансий. Судя по описаниям, большинство из них не требует специальных навыков, квалификации и образования.
Ищут дворников и уборщиков помещений с зарплатой от 60 до 80 тыс. рублей, подсобных рабочих (60-64 тыс. рублей плюс оплата патента), сборщиков заказов на склады торговых сетей (от 2,8 тыс. рублей за смену), сотрудников торговых залов и продавцов-ккссиров (от 67-80 тыс. рублей), санитаров, которые будут помогать маломобильным и лежачим больным (3,4-4,5 тыс. рублей за смену плюс проживание), грузчиков (от 3-4 тыс. рублей за смену), подсобных рабочих, в том числе для работы с автопогрузчиками на завод (до 107 тыс. рублей).
Иностранцев готовы принимать на вакансии токарей (от 123 тыс. рублей — при наличии работы от года и разряда от третьего и выше), сиделок с проживанием (до 80 тыс. рублей), горничных (от 4,2 тыс. рублей за смену и до 140 тыс. рублей за месяц), поваров (от 100 тыс. рублей), курьеров (3-7 тыс. рублей за смену).
Хорошо обещают платить строителям (более 130 тыс. рублей) и водителям — как со своим автомобилем (до 200 тыс. рублей), так и на машинах работодателей. Именно дефицит кадров в транспортной сфере помешал петербургским парламентариям ввести запрет на работу иностранцам на общественном транспорте, как это был сделано в Ленобласти.
На заседании комиссии ЗакСа по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры было озвучено что доля мигрантов в отрасти составляет около 20% — без иностранных работников она может просто рухнуть. При этом нехватка водителей в целом достигла 25%. И единственный способ побороть этот дефицит, а также привлечь на работу россиян — повышать зарплаты.
Среди работодателей, готовых брать на работу мигрантов — и небольшие компании, и госучреждения, и крупные предприятия из разных областей экономики. Например, автослесаря ищет компания из сферы оборонной промышленности, занимающаяся разработкой и производством средств индивидуальной бронезащиты, обмундирования, инженерной защиты и технических средств борьбы с терроризмом, а также являющаяся крупнейшим предприятием в сфере создания металлоконструкций специального назначения, задачей которых является обеспечение безопасности критически-важных объектов инфраструктуры, объектов атомной промышленности — как на территории РФ, так и за рубежом. Среди заказчиков — Росатом, МО, МВД, ФСБ, ЦБ РФ.
Кроме россиян, здесь готовы рассмотреть кандидатуры граждан Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии — при условии наличия средне-специального образования, опыта работы не менее года и знания устройства грузовых автомобилей.
Обещают официальное трудоустройство, полис ДМС (после испытательного срока), спецодежду, 50% компенсации за обеды, корпоративы и подарки детям на праздники. За зарплату в 100-160 успешному кандидату предстоит заниматься ремонтом грузовых автомобилей, тракторов, автопогрузчиков, а также поддерживать порядок в ремзоне.
Как отмечают в сервисе HH.ru, лидерами по спросу у компаний Петербурга за последние 30 дней стали курьеры, водители и логисты (+24% новых вакансий по сравнению с прошлым годом).
«На 22% чаще стали искать и приглашать на работу дворников, уборщиков, мойщиков посуды и другой обслуживающий персонал. Остается высоко востребованным рабочий персонал (+20% новых вакансий по сравнению с прошлым годом). Кроме того, в преддверии новогодних каникул местный ресторанный и туристический бизнес доукомплектовывает штаты и набирает больше официантов, поваров, хостес, администраторов, мойщиков посуды: число вакансий в туризме и общепите выросло еще на 19%», — поясняет руководитель пресс-службы HH.ru СЗФО Мария Бузунова.
Между тем половина опрошенных жителей СЗФО полагают, что трудовые мигранты занимают их рабочие места (+10 п. п. к году), 36% категорически не согласны с эти мнением. При этом занять вакансии, на которых преимущественно трудятся мигранты, готовы 39%. Такой ответ чаще всего давали люди, имеющие рабочие специальности (56%), работники розничной торговли (56%), представители ресторанно-гостиничного бизнеса (44%), производственники (44%).
Впрочем — не просто занять, а лишь при соблюдении определенных условий. Основное из которых — соответствие будущей работы имеющейся профессии или специальности (70%). Еще 52% примут такое решение, если условия труда будут улучшены — организовано питание, налажены охрана труда и выдача спецодежды, обеспечена выплата «белой» зарплаты и ее индексация и т. п. Повышение зарплаты минимум до рыночного уровня (или выше той, что платилась мигрантам) станет поводом перейти на освободившиеся места для 43% жителей СЗФО, а 30% могут рассмотреть такую возможность, если работодатели организуют для будущих сотрудников ДМС.
Елена Дудина