После рекордных продаж октября, которые позволили российскому авторынку вновь стать вторым в Европе, число купленных нашими согражданами автомобилей существенно снизилось. «РосБалт» разбирался в ситуации.
Проанализировав данные консалтинговой компании GlobalData, специалисты аналитического агентства «Авостат» отметили, что в октябре европейским лидером по реализации автомобилей стала Германия. Там было продано 231 992 машины — это больше, чем в том же месяце 2023-го на 6%. Российские показатели поскромнее — 171 179 экземпляров (+52,4%), однако указывают на чистое второе место: в идущей следом Великобритании своих покупателей нашли лишь 144 288 авто. Далее следуют Франция — 135 529 проданных автомобилей (-11,1%) и Италия с 126 488 машинами (-9%).
Впрочем, картина в конце года может измениться. С 4 по 10 ноября продажи машин в России просели на четверть. Наибольшее падение было зафиксировано в Москве и Подмосковье — 42,4% (до 2,93 тыс. штук) и 19,3% (до 1,98 тыс. штук) к предыдущей неделе соответственно. В Петербурге за эту семидневку было реализовано 1,45 тыс. машин — на 28,8% меньше, чем неделей ранее. Если говорить о показателях за аналогичный период прошлого года, то в Москве продажи снизились на 22,6%, в Санкт-Петербурге — на 13,8%.
В целом же, не исключают эксперты, итоговое падение за месяц может составить 25-30%. И это — если производители не повысят цены. В противном случае рынок может упасть на 40–50%
«На снижение спроса повлияли несколько факторов — рост ключевой ставки, подтянувшей кредитную, ужесточение требований к заемщикам и введение утильсбора. Примечательно, что частью этих причин объясняется и рост продаж автомобилей в августе–сентябре: все старались купить их до вступления в силу этих изменений и роста цен», — пояснил в комментарии «РосБалту» эксперт автомобильной отрасли Вадим Красиков.
Не удивительно, что для Петербурга по объему продаж новых машин сентябрь стал лучшим месяцем за последние 2,5 года — по данным экспертов центра «Автомаркетолог» и сети дилерских центров «Прагматика», на учет было поставлено 8416 новых авто (наиболее активно горожане приобретали модели марок LADA, Haval и Geely), а за три квартала — 60 859 легковых и легких коммерческих автомобилей.
Примечательно, что на середину лета в Северной столице в общей сложности было зарегистрировано 1 млн 820 тыс. легковушек — это четвертый результат после Москвы, Подмосковья и Краснодарского края. Около 225 тыс. из них — различные вариации отечественной LADA. На втором месте — расположился бренд Kia (138 тыс. шт.), на третьем — Volkswagen (123 тыс. шт.). Что касается модельного ряда, то чаще всего на дорогах города на Неве сегодня можно встретить Ford Focus (44 тыс. экземпляров), за ним идут Hyundai Solaris и Kia Rio (по 43 тыс. шт.), Volkswagen Polo (42 тыс. шт.) и Skoda Octavia (34 тыс. шт.).
Достаточно высокие продажи октября, отмечает Вадим Красиков, как в Петербурге, так и в России в целом были обусловлены еще и тем, что дилеры успели накопить некоторый запас машин по «старым» ценам.
«Однако нужно понимать, что их запасы, вероятно, будут реализованы до конца года. Учитывая, что эти машины приобретены в период действия старых ставок уильсбора, а также неплохого курса юаня, не думаю, что стоит ожидать каких-нибудь новогодних скидок. Конечно, возможны локальные предложения по отдельным моделям у каких-то брендов, но это будут, полагаю, достаточно частные истории», — указывает Красиков.
По оценкам участников рынка, в октябре–ноябре после ажиотажного спроса предыдущих месяцев в автокредитовании, с помощью которого обеспечивался основной процент продаж (до 80%), наметился спад.
«В текущем году автокредитование показывает рост быстрее всех остальных сегментов розничного кредитования банков. Общий рост числа выданных автокредитов и их объемов вырастет по итогам 2024 года более чем на 60%. Инфляционные ожидания роста цен на автомобили совместно с предлагаемыми условиями автопроизводителей способствовали динамичному развитию автокредитования, но в настоящий момент наблюдается медленное охлаждение клиентского спроса, как следствие методичного повышения процентных ставок», — высказывает мнение директор департамента страхования и финансовых услуг АГ «Авилон» Андрей Игнатенко.
И новый виток развития автокредитования, а также роста рынка, как ожидается, произойдет только после оздоровления экономики и возникновения условий для смягчения денежно-кредитной политики Центробанка, которая коснется как снижения процентной ставки (надо помнить, что кредиты берут не только физические лица, но и бизнес), так и ослабления мер ограничений по требованиям к заемщикам.
Как полагают эксперты, итоговый объем проданных за текущий год новых автомобилей достигнет 1,6 млн (на 51% больше, чем в 2023-м). Впрочем — это базовый сценарий. Есть еще оптимистичный и пессимистичный — 1,63 млн и 1,53 млн шт. соответственно.
В следующем году столь существенного роста авторынка его участники не ожидают. Базовый прогноз предполагает его сохранение в объеме базы 2024-го — на уровне 1,6 млн штук. При позитивном сценарии он может увеличиться на 10%, при реализации негативного — уменьшиться на ту же величину.
«По нашей оценке, в 2025 году продолжится рост цен на автомобили. Мы ожидаем подорожание примерно на 15 — 20%. При этом, помимо роста ключевой ставки, на рост будут влиять повышение утильсбора, ослабление курса рубля, тем самым вызывая снижение покупательской активности», — высказывает мнение исполнительный директор РОАД Игорь Чикин.
Елена Дудина