Posted 11 ноября, 15:17
Published 11 ноября, 15:17
Modified 12 ноября, 10:17
Updated 12 ноября, 10:17
Появилась везде такая диаграмма.
Синяя линия и шкала слева — это число запросов в российской части интернета со словом «проститутка», красная линия и шкала справа — доля от общего числа запросов. Видно, что летом платной любви гражданам хочется намного больше, чем зимой. Оказывается, платная любовь, с точки зрения спроса на нее, — как мороженое. Всегда летом выручка выше, чем зимой. Мороженщики мне, правда, рассказывали, что помимо сезонного фактора влияет еще и погода: льют дожди — покупают хуже, чем когда светит солнце. У работниц сферы секс-услуг, подозреваю, такой зависимости от климата нет.
Но я, собственно, о другом. Любая диаграмма обладает магическим эффектом. Среднестатистическому гражданину кажется, что если уж что-то кем-то обсчитано, проанализировано и выдано в виде схемы/графика/диаграммы, то это уже самодостаточная ценность, что-то кому-то доказывающая. Если бы я вам сказал, например, что там не слово «проститутка» вбито в поиске, а слово «кондиционер» — вы бы тоже наверняка не удивились. Потому что летом жарко — кондиционер ищут чаще.
Так вот, не всякому графику стоит верить. Точнее, не всем выводам. Потому что ошибка иногда может возникнуть уже на старте. Кто сказал, что граждане ищут в интернете секс-работницу, вбивая именно слово «проститутка»? Меняется лексика — это раз. Много других слов можно вбить. К тому же сейчас появилось огромное количество дэйтинг-приложений, которые клиентоориентированно предложат вполне удобную сортировку (наверное — я не пользовался).
Цифровизация, о которой так долго говорили, добралась-таки до каждого. Вы ведь больше не идете к дороге, чтобы поймать там «бомбилу», — у вас есть удобное приложение для такси. Так и здесь. Что легальный бизнес, что не очень пока легальный — все уходит в цифру. И вот это намного важнее, чем сделанные поспешно якобы значимые социологические выводы о походе в гости к девушкам с пониженной социальной ответственностью (хотя я-то считаю их труд социально значимым).
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ