Последние недели принесли ряд новостей об обязательных для всех российских водителей полисах страхования гражданской ответственности. «РосБлат» разбирался в ситуации.
Как заявили в Российском союзе автостраховщиков, с начала 2025 года средняя стоимость полиса ОСАГО может подрасти на 7-10%.
По данным РСА, в сентябре средняя выплата по ОСАГО составила 116 226 рублей. Это на 19,8% больше, чем годом ранее. Что касается выплат за девять месяцев, то в сравнении с 2023-м они увеличились на 15%. В то же время средняя премия в сентябре составила 7 684 рубля (минус 3,3% от суммы за аналогичный период прошлого года), а по итогам трех кварталов — 7 659 рублей (-1,7%).
«Рост стоимости запчастей, связанный с трудностями логистики и осуществления международных платежей, продолжает оказывать давление на размер выплат. При этом размер средней премии снижается. Это происходит благодаря конкуренции страховых компаний за безубыточных водителей. На фоне этого наблюдается рост количества заключаемых договоров ОСАГО, в том числе краткосрочных полисов сроком от одного дня до трех месяцев. В первую очередь, краткосрочные полисы ОСАГО интересны таксистам, осуществляющим такую деятельность не на регулярной основе. Так целью использования 91% краткосрочных полисов ОСАГО является „такси“», — пояснил президент (РСА) Евгений.
Однако, отмечают в РСА, фиксировавшийся в течении текущего года рост стоимости автозапчастей в полной мере не нашел отражения в справочниках восстановительного ремонта, используемых автостраховщиками при расчете оценки стоимости компенсации ущерба.
Между тем по ряду моделей иномарок цена на запчасти выросла до 30-40%. Учитывая это обстоятельство, а также тот факт, что стоимость деталей для ремонта самый распространенных в России машин семейства «Лада» росли не так заметно, корректировка в стоимости запчастей в декабрьском справочнике, по прогнозу Уфимцева, может составить 10-15%, а полисы ОСАГО — увеличиться на 7-10%.
Увеличатся цены и на полисы каско: предположительно, в среднем — на 10-20%. Такой вывод глава РСА делает, исходя из сообщений автодилеров о росте цен на новые машины именно на эти значения.
Подорожание иномарок обуславливается несколькими факторами — изменением маршрутов поставок автомобилей и курса валют, а также существенным повышением утилизационного сбора. В целом, полагает Уфимцев, в 2025 году следует ожидать «не только увеличения стоимости ввозимых в РФ автомобилей, но и сокращения их количества».
Примечательно, что избежать покупки полиса «автогражданки» вскоре станет практически невозможно (по подсчетам, сейчас из 36 млн российских водителей без полиса выезжают на дороги около 7-10%).
И представители страховых компаний высказывали мнение, что таких нарушителей может стать больше. Эти опасения были связаны с тем, что с 1 марта 2025 года ГАИ перестанет запрашивать ОСАГО при регистрации автомобилей.
Однако недавно выяснилось, что с марта наличие полиса начнут проверять по камерам дорожного движения. Правда, в течение года — в порядке эксперимента: нарушители будут получать уведомления через «Госуслуги», однако — без штрафов.
«Представляется, что в дальнейшем, когда механизм будет отлажен, подобная проверка наличия полиса станет основным элементом контроля. И с большой долей вероятности можно предположить, что штрафы за езду без ОСАГО повысятся. В принципе даже при существующих 800 рублей, если штрафовать за отсутствие полиса каждый день (а такой вариант наиболее вероятен, однако потребует внесения изменений в КоАП), удар по карману водителя окажется существенным», — высказал «РосБалту» мнение автоэксперт Вадим Красиков.
Эксперимент может быть прекращен и раньше срока. Это может произойти, если жалоб на некорректные предупреждения практически не будет, а число водителей без полиса начнет уменьшаться, отмечает Евгений Уфимцев. Тогда система заработает полностью — и нарушителей начнут штрафовать.
И, наконец, последняя новость: Комитет Госдумы по финансовому рынку на днях рекомендовал принять в первом чтении законопроект, предусматривающий увеличение предельного срока восстановительного ремонта автомобилей по ОСАГО с 30 до 45 рабочих дней.
В качестве причин называются отсутствие запчастей и разрыв в условиях санкционного давления логистических цепочек, обеспечивающих их своевременную поставку. Все это делает сложным соблюдение установленных сроков восстановительного ремонта после ДТП — страховщики вынуждены расторгать договоры со станциями технического обслуживания.
Примечательно, что вопрос об увеличении срока ремонта по ОСАГО уже ранее поднимался в Госдуме — в апреле 2022 года. Однако тогда эта инициатива поддержки не получила.
«К сожалению, в полной мере проблему с поставками запчастей пока решить не удалось. Однако не совсем понятно, почему увеличивается срок ремонта по всем моделям автомобилей. Представляется, что ремонт продукции „АвтоВАЗа“, Ульяновского автозавода или модели, которые собираются в России, не должны испытывать подобных проблем» — высказывает мнение Вадим Красиков.
Возможно, впрочем, что разработчики учтут это при подготовке документа ко второму чтению. В заключении ответственного комитета содержится рекомендация исключить возможность возникновения у страховщика права «во всех случаях проведения восстановительного ремонта, независимо от реальной необходимости заказа запасных частей, осуществлять ремонт транспортного средства в течение 45 рабочих дней», прописав «конкретные обстоятельства, при наличии которых страховщик имел бы право увеличить срок восстановительного ремонта».
Елена Дудина