Posted 1 ноября, 08:59
Published 1 ноября, 08:59
Modified 1 ноября, 08:59
Updated 1 ноября, 08:59
Торговые центры и маркетплейсы уже начали разогревы перед большими распродажами. В России отношение к ним неоднозначное: многие полагают, что во Всемирный день шопинга 11.11 и в «черную пятницу» выгоду получают продавцы, а не покупатели.
Но все же, как следует из опроса «Авито Рекламы» и «Авито Товаров», около трети россиян в дни ноябрьских распродаж приобретают товаров больше, чем обычно. Причем наибольшую активность демонстрируют покупатели в возрасте от 18 до 34 лет. Петербург с 36% занимает шестую строчку в списке городов, жители которых активно закупаются в период осенних акций. А на первых трех позициях оказались Челябинск (43%), Казань (42%) и Воронеж (41%).
При этом большая часть наших сограждан делает покупки достаточно спонтанно — без подготовки, лишь 23% будущих участников шопинга составляют список нужных товаров, а 14% выделяют на эти цели определенный бюджет, который, впрочем, не является особенно большим. Так, около 29% планируют потратить до 10 тыс. рублей, 16% — до 20 тысяч рублей, а 9% — до 30 тыс. рублей.
Аналитики Ozon, впрочем, указывают, что доля осознанных покупателей выше — 7 человек из 10, хотя годом ранее целенаправленно к участию в распродажах подходили лишь 5 из 10 покупателей. Увеличилось и число респондентов, которые отслеживают изменение цен, заранее помещают товары в корзины (с 25% до 40%) и откладывают деньги на крупные покупки (с 14% до 27%).
Как утверждают эксперты, спонтанные покупки под влиянием нарисованных на ценниках «сладких» цен являются большой ошибкой.
«Безусловно, доскидочные цены, указанные в рекламе, чаще всего не имеют никакого отношения к действительности — по ним товар никогда не предлагался. Скидки, безусловно, есть — но намного более скромные: в большинстве случаев дисконт не может превышать торговую наценку. Но реклама по всем возможным медиаканалам, броские ценники запускают привычный поведенческий паттерн у покупателя», — отметил в комментарии «РосБалту» финансовый консультант Илья Демщиков.
В 2023 году ноябрьские распродажи, по данным Ozon и Яндекс Маркета, оказались популярнее у продавцов и покупателей, чем годом ранее. Оборот площадок прибавил в дни акций 64% и 40% соответственно. Кроме того, по подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, количество заказов в «черную пятницу»-2023 у различных онлайн-продавцов выросло в полтора-три раза.
«Популярность интернет-распродаж обеспечила более низкая средняя цена, установившаяся еще в начале месяца. Так, в ноябре по топ-500 популярных товарных категорий она оказалась на 6% ниже уровня прошлого года. При этом непосредственно в период „черной пятницы“ глубина скидок не увеличивалась, как наблюдалось в прежние годы», — пояснили в АКИТ.
Примечательно, что еще в 2023 году 90% россиян были уверены, что в «черную пятницу» заявленного продавцами снижения цен не происходит.
«По мнению лишь 9% россиян, „черная пятница“ — скорее честное снижение цен. 76% респондентов считают ноябрьскую распродажу обманом. По сравнению с 2020 годом россиян, критикующих „черную пятницу“, стало больше на четверть (три года назад таковых было 60%)», — сообщал аналитический центр портала SuperJob.
Наиболее работающим способом заставить людей совершить импульсивную покупку, по словам Демщикова, остается игра на их страхе упустить выгоду (до конца акции остается столько-то часов, в продаже осталось столько-то экземпляров товара, одновременно с вами этот товар просматривают столько-то покупателей). Это не просто заставляет включиться в «борьбу» за предложение, но и не дает покупателю возможности изучить рынок.
Конечно, есть и честные скидки. И среди них могут быть достаточно существенные — например, когда бренд (или магазин) пытается увеличить аудиторию, привлечь дополнительных покупателей, он готов в определенной степени пожертвовать маржой. Еще один вариант — «слив» залежавшегося на складах товара или старых коллекций, поясняет эксперт.
По его словам, сэкономить в распродажи можно, если подходить к покупкам с холодной головой. Следует составить список необходимых товаров, прикинуть, какую сумму можно потратить на покупки, заранее начать отслеживать цены на желаемые позиции — в офлайн- и онлайн-магазинах, а также на разных маркетплейсах.
«Для того, чтобы понять, реальна ли предлагаемая скидка, можно заранее контролировать цену товара с помощью специальных расширений для браузеров или агрегаторов. Последние, впрочем, в период распродаж могут отключать функции мониторинга („движение“ цены также может исчезать на самих торговых площадках — где такая функция присутствовала), поэтому оптимальным будет заскриншотить, сфотографировать или записать цену», — советует Илья Демщиков.
«Черная пятница» в последние годы стала продолжением распродажи 11.11, в 2024 году она официально начнется 29 ноября в 00:00 часов и завершится 30 ноября. Однако и магазины, и маркетплейсы устанавливают свои сроки действия акций (некоторые стартовали уже в конце октября, а закончатся лишь в начале декабря).
По данным опроса Ozon, 65% петербуржцев намерены приобрести на распродажах одежду и обувь, а 46% — товары для дома, 34% — косметику и парфюмерию. Каждый четвертый надеется стать обладателем смартфона, а каждый седьмой — компьютера или ноутбук.
В среднем на покупки по ноябрьским акциям жители Северной столицы могут потратить 19 тыс. 207 рублей, что меньше, чем в среднем по России (20 тыс. 875 рублей).
Елена Дудина