Posted 30 октября, 16:00
Published 30 октября, 16:00
Modified 31 октября, 06:41
Updated 31 октября, 06:41
Логика любых ограничительных действий, как правило, такова, что если маховик уже запущен, то он требует новых и новых инициатив — пока кто-то его, наконец, не остановит. А уж обоснования под запреты можно придумать какие угодно. И обычно в этих самых обоснованиях — даже если они, на первый взгляд, очень правдоподобны — пишется совсем не то, что на самом деле имеется в виду.
Так было практически всегда — просто сейчас заметнее, поскольку самих запретов больше.
Например, когда в начале «нулевых» встал вопрос о том, что СМИ у нас какие-то чересчур самостоятельные, эта независимость начала подрезаться через запрет рекламы алкоголя, потом табака и т. д. Обосновывалось все, разумеется, заботой о здоровье соотечественников. Это ж обычное дело — увидеть в глянцевом журнале рекламу элитного коньяка или виски и именно из-за этого сгинуть под забором от суррогатного пойла. А поскольку в отдельных СМИ выручка от такой рекламы составляла до 80% доходов, выжили в итоге не все неугодные медиа.
Теперь власти снова решили взяться за алкоголь.
Сначала вологодский губернатор сообщил, что 71% смертей в регионе происходят от водки и за год область потеряла 7500 человек — «целый муниципалитет». Муниципалитеты разные бывают, но, видимо, чиновнику привычней население муниципалитетами измерять. Как эта медицинская статистика — «от водки» — подсчитывалась, не поясняется. Во врачебных свидетельствах о смерти точно такого диагноза нет. Но свою долю хайпа территориальный начальник словил.
Более того, на его инициативу продавать алкоголь только с 12 до 14 часов ссылаются уже и в Госдуме. Мол, положительный опыт — надо бы внедрить повсеместно в стране.
Как известно, пьют и спиваются до смерти люди вне зависимости от разрешенных и неразрешенных часов. В мае 1985 года партийное руководство в еще вроде бы крепком СССР распорядилось продавать алкоголь не с 11, а с 14 часов, заодно увеличив цену на «поллитру» практически вдвое — до тогдашней десятки с копейками. Это что, сильно изменило картину? Нет, «синяки» всегда знали, где пойло достать. А если хватало денег на магазинный вариант, то товарищ мог любую очередь отстоять. Вспоминается анекдот из тех времен: «Папа, теперь ты будешь меньше пить?» — «Нет, сынок, теперь ты будешь меньше есть». Водка — скрепа, не убьешь эту традиционную ценность.
Однако времена изменились. С ними изменилась и культура пития. Мы познакомились с обилием и разнообразием крепкого и не очень алкоголя. При этом нелепая акцизная политика в России такова, что импортировать недорогие вина мало кому выгодно — любое столовое вино, которое в Европе можно купить за 3-4 евро, в российских магазинах стоит минимум втрое дороже. Но все равно у нас как у потребителей есть выбор. И мне лично не очень понятно, почему под одну гребенку метут и дешевую «водяру», и элитный алкоголь.
Частая ситуация: возвращаешься поздно вечером с работы, заезжаешь в магазин за подарком, потому что завтра надо кого-то поздравить с днем рождения или юбилеем. Но не можешь купить красивую бутылку с дорогим содержимым, потому что — извините, время. И ведь жизнь усложнили не алкоголикам — они-то и в отведенные властями часы затарятся (причем часто покупают больше, чем способен выдержать человеческий организм, от чего и погибают).
И почему для продажи алкоголя выбран такой странный временной диапазон? Чтобы вместо поглощения котлеток и салатиков в обеденный перерыв часть граждан бежала в магазин за полузапрещенкой?
Некоторые виды дурости до оформления в виде законов у нас пока не доходят. Надеюсь, здесь будет так же.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ