Можно ли обуздать нравы кочевого народа?

Можно ли обуздать нравы кочевого народа?

29 октября, 12:51
Цыганский фактор становится главным в нарастании межэтнической напряженности в РФ.

На прошлой неделе в федеральные новости попала ситуация в челябинском Коркине, где молодые цыгане убили местную таксистку, приехавшую на заказ, а на следующий день местные жители стали осаждать дома цыган и требовать мести. Властям удалось взять ситуацию под контроль, расследование убийства курирует лично глава СКР Александр Бастрыкин, а губернатор Алексей Текслер поручил своим чиновникам провести комплексную проверку «цыганской этнической группы».

Важно отметить, что даже в одном отдельно взятом Коркине это не первый подобный конфликт. По словам бывшего мужа погибшей таксистки, однажды цыганам уже пришлось покидать город из-за недовольства местных жителей, но они вернулись. Можно предположить, что сейчас сценарий будет примерно таким же.

Как ранее вернулись цыгане в Чемодановку Пензенской области, где в 2019 году у них произошла драка с русскими. Конфликт там зрел давно, ибо на 6 тысяч населения в Чемодановке на момент громких событий проживало около 900 цыган. Правда, губернатор Иван Белозерцев, который ныне сидит в тюрьме за коррупцию, обвинил в разжигании межэтнического конфликта американцев. В прессе была даже карикатура, как Дональд Трамп с советниками ищет на карте Чемодановку, чтобы устроить погромы.

Иногда кажется, что конфликтов с цыганами, которых некуда высылать, ибо они являются гражданами России (или вовсе не имеют документов), случаются даже чаще, чем с приезжими гастарбайтерами.

За неделю до громких событий в Коркине в деревне Верхние Осельки Ленинградской области разгорелся серьезный конфликт, когда полсотни цыган устроили потасовку с инспекторами ДПС, пытаясь защитить от правосудия своего товарища. Причиной стало всего то, что молодой человек управлял автомобилем без прав.

Интересно, что во время рейда правоохранители выяснили, что около 150 частных домов, в которых поселились члены цыганского табора, являются самостроем и официально никак не зарегистрированы.

Подобная же ситуация летом была в центре внимания из-за событий поселке Иловля Волгоградской области, где причиной волнений стал бытовой конфликт между русской и цыганской семьями. Но главная проблема была не в нем, а в том, что, по мнению местных жителей, цыгане просто захватили власть в поселке. Претензии, в том числе и по самострою, предъявили главе местной администрации.

Но что он мог сделать? Цыгане — граждане России, порядок обеспечивают правоохранительные органы, которые, как мы видим по событиям в Ленобласти, тоже вынуждены физически себя защищать от разъяренных таборов. Даже снести самострой можно только по решению суда с привлечением прокуратуры и МВД.

У полиции же не хватает даже участковых, о чем говорит министр Владимир Колокольцев. Кадровый недокомплект, конечно, можно считать проблемой, ибо местные жители обращаются в органы правопорядка, но там просто не хватает сотрудников, чтобы реагировать на проблему, подавляя ее в зародыше, так что вынужденная реакция происходит только когда события развиваются по сценарию Коркина или Верхних Осельков. Поэтому неудивительно, что появляются такие группы или организации, как «Русская община», которые берут на себя неформальные функции дружинников. Берут, как вы понимаете, вынужденно, но это часто только разжигает конфликты. И тут нужно подумать, во что это все выльется, когда мужики будут массово возвращаться в свои дома после СВО.

То, что часто объектом внимания разного рода дружин становятся цыгане, неудивительно и даже традиционно для нашей страны. Романтические образы пушкинских героев, Будулая или актеров Николая Сличенко и Ляли Черной остаются лишь парадной вывеской. А на самом деле кочевой народ в XXI веке является анахронизмом. Причем цыгане мало поменялись за десятилетия и даже века. Только место кибиток занимает самострой, а к конокрадам добавляются наркоторговцы, которые живут табором, то есть общиной. И повторимся: ее никуда нельзя выслать, ибо это либо граждане России в нескольких поколениях. Их также нельзя лишить работы, ибо они не работают, не получают образование и даже почти не ходят к врачам. Традиционно цыгане живут по своим вековым традициям и не соблюдают принятые в государстве законы, что, в принципе, тоже традиция.

И пока от государственных мужей лично я не слышал ни одной идеи о том, что с ними делать. Госдума принимает законы по борьбе с нелегальной миграцией, а цыгане остаются проблемой участковых и все чаще губернаторов, потому что межэтнические конфликты с участием цыган все чаще становятся не только региональной, но и федеральной повесткой. Но, увы, все это быстро забывается, а о борьбе с инфоцыганами говорят даже больше, чем о том, как поступать с обычными.

Между тем, нужно понимать, что далеко не все цыгане дремучие и необразованные люди, умеющие только петь душевные песни и гадать. Есть, скажем, цыганские бароны, которые прекрасно монетизируют традиции своего народа жить вне правового поля. Во многих российских селах дома цыганских баронов куда солиднее, чем даже местных коррумпированных чиновников или крупных по региональным меркам бизнесменов.

Говорят, особо цыгане почитают тех, кто занимается тем, что в бизнесе принято называть GR, то есть связями с органами власти. Остается только догадываться, что становится главным в этом взаимодействии, но нередко на таборы, наводящие страх на местных жителей, просто закрывают глаза. И на самострои, и на преступность, да и вообще на все. Будто и нет никаких цыган, а все они остались лишь на свадьбах с гитарами и медведями.

Но ведь такой GR есть не только у цыган. Разве у нас нет диаспор практически из всех постсоветских стран, которые и создаются для того, чтобы решать проблемы соотечественников с властями? Ровно в этом функция любой диаспоры, которая имеет юрлицо и статус, по которому действует, как национально-культурная автономия. Но от культуры там только вывеска на родном языке и с национальным орнаментом на офисе. Все остальное — чисто лоббистская деятельность.

Собственно, как раз это и позволяет мигрантам и цыганам жить общинами, игнорировать законы и вообще не ассимилироваться, в том числе не изучать язык.

Поэтому все чаще представители общественных организаций правого толка предлагают запретить деятельность национальных диаспор в России. То есть национальный театр или ансамбль — пожалуйста, а вот диаспора с эффективными лоббистами уже лишняя.

Понятно, что полностью проблем с цыганами запрет на деятельность диаспор не решит. Но это нанесет серьезный удар по общинному строю, в соответствии с правилами которого этот народ и живет. Его представители так или иначе будут вынуждены ассимилироваться и интегрироваться в социум. Хотя бы для того, чтобы решать вопросы с государством — будь то регистрация недвижимости или открытие какого-либо бизнеса. У всех подряд договориться по серым схемам не удастся, так что кому-то придется выходить из тени, а значит, и из общины в окружающий мир.

Поэтому не получится отдельно решить только проблему цыганских таборов, так как закрытые национальные общины стали куда более широкой проблемой, которая из-за нехватки рабочих рук и, как следствие, роста числа мигрантов будет только обостряться.

Кирилл Шулика

#Общество #Главное #Спецпроекты #В России #Кирилл Шулика #Законодательство #Диаспоры #Национальный вопрос #Цыгане
Подпишитесь