Черная полоса в творчестве Шамана, наверное, тревожит его поклонников, но в целом становится поводом для хайпа и хейта, как со стороны рядовых пользователей соцсетей, так и со стороны депутатов и общественных деятелей разного уровня. Например, депутат Госдумы от Санкт-Петербурга Виталий Милонов, известный жесткой критикой в адрес провинившихся артистов, разразился жесткой критикой в адрес Дронова, который подал заявки на регистрацию товарного знака «Я — русский» по таким категориям, как алкоголь, косметика и даже секс-игрушки.
И, наверное, тут мы видим случай, когда Милонов прав, потому что идея, по крайней мере в том виде, в котором ее изложили СМИ, смотрится совершенно дико и глупо. Но, по мнению юристов, товарный знак «Я — русский» не может быть зарегистрирован в принципе, поэтому и темы для дискуссии особо и нет.
Но зачем оно самому Шаману, который не так давно развелся со своей супругой пиарщицей Еленой Мартыновой? Считалось, что именно она и вела проект «Шаман» в исполнении Ярослава Дронова. Не знаю, насколько это правда, но размолвка с Мартыновой совпала с новостями об отмене концертов Шамана в регионах, в том числе тех, где они уже были оплачены из бюджета. Поэтому артисту приходилось даже возвращать выплаченное в качестве аванса. Например, в пострадавшую от наводнения Оренбургскую область, где после волны негатива в прессе и соцсетях концерт на День города был отменен.
И тут, скорее всего, дело не в бракоразводном процессе, который, возможно, стал не причиной, а следствием. Причина же кроется в изменении политики государства в гуманитарной сфере. И в целом перемены касаются не только шоу-бизнеса и культуры, но, например, и спорта.
Ведь еще недавно в России наплодили кучу федераций по, скажем так, небольшим видам спорта. Например, международная федерация объединяет всю гимнастику, а в России была отдельно спортивная и отдельно художественная, которой заведовала Ирина Винер. Но теперь создана общая федерация гимнастики под началом президента РЖД Олега Белозерова. Объединение под бизнесмена Дмитрия Мазепина ждет также водные виды спорта. И тут можно говорить о тренде сокращения госрасходов на спорт и их передачу крупному бизнесу.
Вот в шоу-бизнесе происходит примерно то же самое. До 2022 года как-то существовали музыкальные проекты, которые могли сами себя прокормить и которые были коммерчески успешными. У них были и крупные концерты, и туры, и продажи альбомов. Но теперь часть артистов проживает в эмиграции, а часть по разным причинам сократила или вовсе прекратила творческую деятельность. В итоге у меня вопрос, а кто сможет теперь собрать «Лужники»? Вот пока известно только о «Руки вверх!», фильм-байопик о которых сейчас собирает весьма приличные деньги в кинопрокате. И все, собственно.
Тот же Шаман в основном выступал на бесплатных мероприятиях типа Дня города или Дня шахтера, а также периодически давал концерты во Дворцах спорта в различных городах. Правда, билеты на них часто выкупались разного рода собесами, женскими организациями или ветеранами, которые и обеспечивали основную явку, раздавая их бесплатно. То есть, по сути, то же самое госфинансирование, как и на Дне города. Теперь же вроде как популярного артиста отпустили в свободное плавание, в котором ему предстоит крутиться уже самому и зарабатывать с продажи билетов, мерча и спонсорских контрактов. С этим по крайней мере пока все туго, поэтому, видимо, и пришла в голову мысль монетизировать, что осталось, в частности, песню «Я — русский» пусть даже и не в музыкальной сфере.
Но проблемы есть не только у Шамана. Например, группа «Звери» была вынуждена отменить концерт в Твери, хотя после поездки солиста в Донбасс у нее не было проблем с выступлениями, в том числе и в Москве. Однако официально тверские власти заявили, что в местном Дворце спорта нельзя проводить концерты, правда, не уточнив при этом, почему и чем эта сама площадка, на которую уже продавались билеты, занята. Артисты же говорят о каких-то претензиях местного министерства культуры к их гражданской позиции.
Кстати, подобная волна запретов на выступления коснулось не только Лолиты после «голой вечеринки», но и, скажем, Дианы Арбениной, несмотря на ее встречу на концерте с женами участников СВО.
Причинами отмен стали, скажем прямо, публичные доносы со стороны разного рода общественных организаций в виде каких-то ветеранов или даже советов отцов. Эти доносы идут на федеральный уровень, в том числе в правоохранительные органы, поэтому местные власти, исходя из принципа «как бы что ни вышло» предпочитают выступления отменять. И понятно, что доходы артистов из-за этого серьезно падают. По сути, у многих даже вполне лояльных власти исполнителей остались только корпоративы. Ну, а группе «Звери» в Твери, похоже, помешал выступить именно страх местных властей перед доносами в Москву.
Скандальная ситуация складывается и вокруг певицы Глюкозы, оштрафованной судом за употребление наркотиков. Многие увидели в этом происки ее бывшего продюсера Максима Фадеева, (а Ксения Собчак вообще прямо об этом написала), но сам он всячески отрицает свою причастность. Правда, при этом Фадеев подчеркивает, что права на бренд и песни певицы остаются у него. Впрочем, это неудивительно, потому что в нынешней ситуации невозможности раскрутки новых имен, продюсерам предпочтительнее зарабатывать на именах старых и хорошо известных. Смотрите опять же на байопик про «Руки вверх!» и его кассовые сборы.
И ведь в такой ситуации шоу-бизнес не оказывался даже в советское время. Да, тогда были публичные доносы, типа статьи «Рагу из синей птицы», но тем не менее они не становились массовым явлением, а местные власти, наоборот, старались приглашать столичных артистов, ибо это создавало им благоприятный имидж. Например, в той же Твери пел даже Владимир Высоцкий, который имел гораздо более вольнодумный имидж, чем группа «Звери».
Некоторые, в том числе довольно известные люди, говорят, что в эпоху СВО не до веселья. Они предлагают всякие вечера поэтов и бардов, которые в своем творчестве используют современную военную тематику, однако чаще всего такие выступления проходят в пустых залах или отменяются вовсе. Хотя бы потому, что у этих артистов и литераторов нет доступа к медиа, а он может стать следствием либо общественного интереса, либо государственного, но в данном случае нет ни того, ни другого.
При этом ведь часто приходится слышать, что людям надо обеспечивать достойный уровень жизни, в том числе для решения проблем демографии. Но достойного уровня жизни очень многих людей не может быть без похода на концерт любимой группы или театральную премьеру. Кроме того, не забывайте, что шоу-бизнес — целая отрасль, где работают не только звезды с гаражами иномарок, но и еще осветители, костюмеры и куча других технических сотрудников весьма узкого профиля, которым надо кормить семьи.
И, наверное, правильно в условиях экономических сложностей сокращать финансирование шоу-бизнеса из государственного бюджета, но неправильно не давать ему возможности зарабатывать самому. Тем более если причиной запретов на выступления являются банальные и совершенно абсурдные доносы.
Кирилл Шулика