Резонансные события в Челябинской области вызвали огромное число разговоров — не только о самоуправстве агрессивной толпы, разбиравшейся с жителями цыганского поселка, но и о, скажем так, криминальных нюансах подобных этнических поселений.
Это во времена Пушкина и Лермонтова можно было восхищаться чем-то неведомым, очень далеким и малознакомым: «Цыгане шумною толпой по Бессарабии кочуют…» В ту пору в Москве цыгане обитали в районе Яра. «Эй, ямщик, гони-ка к Яру!» — это все о том же: богатый купчишка решил гульнуть, а именно в районе «Ямы» — Ямских улиц и переулков — селились эскортницы да «цыганы с медведями». (Забавно, что локацию свою они сохранили надолго: вот уже скоро сто лет здесь существует театр «Ромэн», клуб с соответствующими дамами расположен в гостинице по тому же адресу, да и общежитие циркового училища — в паре сотне метров).
В прошлом веке цыганских таборов хватало уже на территории сегодняшней Москвы. С некоторыми очень даже считались: когда в 30-е годы власть задумала устроить постоянно действующую сельхозвыставку (ВСХВ, впоследствии ВДНХ — ВВЦ) и для этого подошли окрестности усадьбы Шереметева в Останкине, пришлось сместить локацию на пару километров восточнее — ближе к Ярославской дороге. Иначе пришлось бы сносить массу расположившихся здесь цыганских поселений. Большевики никогда ни перед чем не останавливались — «весь мир насилья мы разрушим…» и все такое, — но вот тут отступили. Руки дошли уже много позже.
В Санкт-Петербурге таких крупных поселений цыган не было. Но и сам город, и его окрестности с цыганами хорошо знакомы еще со времен Петра I. В поселках Горелово и Лигово издавна живут «руска рома». Они пришли в эти места еще в начале XVIII века. В пригородах Северной столицы таких цыган около 6 тысяч, на всем Северо-Западе — около 100 тысяч. Их предками были синти — гонимые из Западной Европы кочевники. Этнографы, с которыми я общался, дают оценку чуть более расплывчатую: в наши дни число цыган в Петербурге и области оценивается приблизительно в пять тысяч человек зимой, а в летнее время их может быть вдвое-втрое больше. Кочевой народ ведь…
Жить в городской черте Петербурга им долго не разрешалось, цыганские хоры до середины XIX века бывали в самом городе лишь наездом. Первые хоры поселились в Павловске, на Черной речке, в Старой деревне. Жили поближе к паркам, загородным ресторанам, где устраивались концерты.
По прибытии в Россию цыгане были записаны крестьянами, но имели право переходить в другие податные сословия, так что к началу XIX века многие числились мещанами, купцами.
Русска рома были православными и легко вписались в российскую жизнь. «И у цыгана душа не погана», — говорила известная пословица тех времен. Питерские цыгане усердно посещали церковь, носили обычную одежду, посылали детей в гимназии и мало чем отличались от остальных горожан. Лишь в конце XIX века в городе замелькали яркие платья, цветные шали и золотые мониста таборян из Молдавии и Венгрии. Вновь прибывшие селились на Пороховых, на Малой Охте.
В конце XVIII века большой цыганский хор держал у себя на даче на Черной речке отставной ротмистр Савва Яковлев. Но большинство петербуржцев слушали цыганское пение только во время наездов в первопрестольную — сам же Санкт-Петербург, кичившийся европейским лоском, долго не решался признаться в любви к цыганской музыке.
На фоне межэтнического конфликта в Челябинской области многие в эти дни вспоминают кочевников под Петербургом. Ровно неделю назад представители кочевого народа в деревне Верхние Осельки попали в громкую историю — схлестнулись с сотрудниками ГАИ.
Впрочем, представители властей призывают не проводить никаких параллелей.
«Цыгане цыганам рознь. У нас живут котляры — это одна из цыганских этнических групп. У них другой менталитет, нежели у тех, что я видел по телевизору. Судя по зажиточным домам, там люди довольно богатые, ромалы. Наши живут бедно, никакими наркотиками или чем-то другим не занимаются. Исторически зарабатывают на металлоломе, сварке. Как бы ни было, надзор со стороны правительства и силовых блоков дают результаты», — рассказал глава Лесколовского сельского поселения Андрей Михеев.
В чем суть произошедшего конфликта? Как утверждают государственные СМИ, толпа людей в одном из дворов помешала сотрудникам ГАИ задержать нарушителя ПДД, которому удалось сбежать, пока правоохранителей толкали и хватали их за форменную одежду. В результате в полиции оказались четверо цыган, включая 19-летнего водителя, у которого не оказалось прав. Он получил трое суток административного ареста. Также на фоне инцидента с сотрудниками ГАИ в Верхних Осельках полиция провела там тотальную проверку цыганского табора, включая обыски в домах.
Результаты рейда внушительные: более 30 жителей «цыганской деревни» получили повестки для постановки на воинский учет. Надо отдавать себе отчет, что в подобных деревнях занимаются не только сбором металлолома — наркотики, обман граждан в результате «навязывания услуг» гадалок. И конечно, мало какие из жилищ оформлены в собственность. Как сообщало ГУМВД, в ходе рейда выяснилось, что большинство частных домов в Верхних Осельках оказалось самовольными постройками.
Такое положение дел может грозить сносом «цыганской деревни». А это чревато новыми конфликтами.
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ