Ближайший сосед Санкт-Петербурга — Финляндия окончательно хоронит надежды на потепление отношений с нашей страной, которые появились во время дискуссии о возможном возобновлении работы КПП на российско-финской границе. Как стало известно в конце минувшей недели, в Хельсинки решили закрыть два временных пункта пропуска — «Париккала» и «Инари». Кроме того, финской стороной активно продолжается строительство забора на границе с РФ.
По мнению президента Финляндии Александра Стубба, поиск путей сотрудничества с Россией возможен только в долгосрочной перспективе, после завершения конфликта на Украине. Что примечательно, финские власти при этом намерены потратить 320 тыс. евро на исследование «широкомасштабного влияния России на Финляндию в XXI веке».
Контекст. Отказавшись от многолетней политики нейтралитета и вступив 4 апреля 2023 года в НАТО, Финляндия теперь явно стремится стать одним из лидеров международного фронта «противостояния русским». Напомним, что вследствие присоединения Финляндии к Североатлантическому альянсу общая граница России со странами этого военного блока увеличилась на 1300 километров, при этом расстояние от финской границы до Санкт-Петербурга составляет менее 150 километров. Более того, Финляндия заключила двустороннее соглашение об оборонном сотрудничестве c Соединенными Штатами (Defence Cooperation Agreement, DCA) и все более активно участвует в натовских учениях, в том числе, в непосредственной близости от границ Ленинградской области.
Пограничная охрана Финляндии уже приступила к практической реализации решения об окончательном закрытии КПП «Париккала» и «Инари», вплоть до демонтажа ведущих к ним дорожных указателей. Движение через них было прекращено еще в 2022 году, однако эти временные пункты пропуска использовались для перевозки древесины.
Как известно, в прошлом году Финляндия закрыла все автотранспортные КПП на границе с Россией. Причиной было названо неконтролируемое прибытие беженцев, якобы организованное Москвой. Чуть позже власти Финляндии заявили, что пропускные пункты на границе с РФ будут закрыты бессрочно.
Одновременно с этим появилось известие о том, что построен еще один участок забора, который Финляндия возводит на границе с РФ. Он появился в районе пограничного перехода «Ваалимаа» (со стороны Ленобласти — «Торфяновка»). Работы на этом участке запланированы до конца следующего года.
В Юго-Восточной Финляндии строительство заградительных сооружений также проводится в районах Нуйямаа и Вайниккала в Лаппеенранта. Там планируется установить еще 17 километров забора. Всего финская пограничная охрана к концу 2026 года планирует построить 200 км постоянных заграждений на восточной границе. Также сообщалось о решении финских властей сделать забор на восточной границе на полметра выше, чем планировалось ранее — 3,5 метра вместо 3 метров.
Вместе с тем, как ранее отмечал «РосБалт», далеко не все финны рады заблокированным путям сообщения с Россией. Как отмечает финский общественный вещатель Yle, текущая ситуация в основном выгодна владельцам заправок, расположенных в приграничных регионах. При этом приводятся данные, согласно которым только через КПП «Ниирала» (со стороны Ленобласти — «Вяртсиля») в прошлом году границу пересекло более 100 тыс. финнов, причем многие из них направлялись в Россию за дешевым топливом.
«Так называемое „бензиновое ралли“ на восточной границе стало настоящим феноменом», — отмечает Yle.
Журналисты приводят слова жительницы столицы финской области Северная Карелия города Йоэнсуу Сирпы Лауримо, которая ездила заправляться в Россию с 2008 года. Она подсчитала, что в прошлом году таким образом ей удавалось экономить на топливе примерно 70 евро в неделю.
«Неудивительно, что Лауримо с нетерпением ждет дня, когда шлагбаум между странами вновь откроется. Она планирует получить российскую визу сразу, как это станет возможным», — пишет сайт Yle. «Когда дадут разрешение, все туда бросятся», — цитирует финское СМИ оно слова жительницы Йоэнсуу.
Президент Финляндии Александр Стубб, известный своими жесткими высказываниями в адрес России, не исключил поиск путей сотрудничества с Москвой, но только в перспективе ближайшего десятилетия и не ранее, чем завершится вооруженный конфликт на Украине. Об этом он на прошлой неделе заявил в Осло на совместной пресс-конференции с главой правительства Норвегии Йонасом Гар Стере.
Однако норвежский премьер со своей стороны предположил, что отношения с Москвой останутся замороженными.
«Трудно быть оптимистом по поводу того, что в краткосрочной перспективе мы увидим возвращение к нормальному приграничному сотрудничеству с Россией, как это было 10-15 лет назад», — сказал Стере.
В конце сентября правительство Норвегии заявило, что обеспокоено ситуацией с нацбезопасностью и по примеру Финляндии может возвести забор вдоль своей 198-километровой границы с Россей (подробнее читайте в статье «Осло грозит захлопнуть последнюю „форточку“ на границе с РФ»).
Примечательно, что канцелярия премьер-министра Финляндии открыла прием заявок на финансирование исследования «Широкомасштабное влияние России на Финляндию в XXI веке», на которое запланировано потратить 320 тыс. евро. Как говорится в пресс-релизе департамента правительственных коммуникаций, с которым ознакомился ТАСС, в тендере могут принять участие различные организации, включая университеты, исследовательские институты, компании и организации или их консорциумы.
Пока же стали известны результаты другого исследования — изображения президента России Владимира Путина находилось на первой полосе хотя бы одной из вечерних газет Финляндии почти 11 месяцев в 2023 году, сообщает Yle.
Главреды финских изданий признаются, что президент РФ интересует финнов. Другими словами, Путин «продает тираж».
«Мы видим это не только по объему продаж печатного номера, но и по тому, какие статьи люди читают в интернете», — отметил главный редактор Iltalehti Пертту Кауппинен.
Михаил Макаров