Государство у нас в последние годы очень хорошо знает, чего гражданам делать нельзя (причем даже в личное, свободное время). А теперь еще выясняется, что задача властей — подкорректировать ваш жизненный график так, чтобы в свободное время вы не книжки какие ненужные вдруг читали, а общественно полезным трудом заняты были.
Я успел заскочить в последний вагон, отправлявшийся «на картошку». Поступил в вуз в 1988 году. Весь август — работа на строительстве нового корпуса вуза. Его строили лет 20, если не больше. Находили среди строительного мусора конспекты от конца 60-х. Такая связь времен. Знаете, как бывает, когда в вузах какую-нибудь капсулу сохраняют с письмом потомкам? Модная тема была, например, в 1967 году в честь 50-летия октябрьского переворота писать тем, кто вскроет это в год 100-летия. Но повынимали потом эти письма и забыли об этом, по-моему, много раньше, чем наступил 2017-й. Да и слишком эпохи сменились. Было бы смешно. Как смешно, наверняка, будет читать нынешние послания в год эдак 2124-й.
Впрочем, вернусь к теме. Мы были последними поступившими, но еще не ставшими студентами, кто корячился на стройке (разумеется, без всяких правил безопасности, касок и прочего). И мы были последними, кого в сентябре не за парты сажали, а на целый месяц «на картошку» отправляли. В нашем случае была морковка, но помощь деградирующему колхозно-совхозному строю со стороны дармовой студенческой силы тогда везде называлась «картошкой».
С точки зрения социализации опыт для 17-летних подростков (школу тогда заканчивали после 10 класса) был полезный — мы учились пить и много чему еще. С точки зрения образования это был просто потерянный месяц. Когда мы в октябре сели за студенческие парты и нас охватил совсем иной — интеллектуальный — азарт поглощения чего-то радикально нового для мозгов, пришло и осознание, сколь много теряется за этот никчемный сентябрь…
Слава богу, Перестройка поправляла мозги не только низам, но и верхам — с 1989 года не было больше никаких «картошек», никаких строек. Вуз — не место воспитания, вуз (как и школа) — место получения образовательных услуг.
Поэтому особенно странно сейчас видеть, что к студенчеству снова относятся как к какой-то массе, которую можно куда-то отправить на принудительную, а главное — бесплатную работу.
Если в каком-то сегменте (где не рынок регулирует, а функционеры-чиновники) вдруг случается резкий недобор персонала, это свидетельствует только об одном: что-то слишком сильно «отрегулировали» — то ли мигрантов выслали или попрятаться заставили, то ли совсем уж унизительные условия оплаты труда предложили. Но это разве повод затыкать дыры студентами?
«Радостный строй гитар, яростный стройотряд…» — песню Градского 45-летней давности можно переслушивать с ностальгией, но уж точно не воспринимать как руководство к действию.
Вспоминаю, как в СССР не успевали построить к Играм-80 все стадионы и Политбюро распорядилось доукомплектовать стройки военными. А что? Военных в стране много — не жалко. Студентов тоже много. Больше ноют? Ну так пусть попотеют ради диплома-то. Потели, построили много «белых слонов», которые сжирают деньги налогоплательщиков до сих пор. Может, лучше было бы по-человечески качественное образование дать? Для меня тут никакой дилеммы нет, ответ очевиден.
Зачем мы снова на те же грабли наступаем? Точнее, на лопаты, раз теперь студентов снег чистить хотят привлечь. Воспитание трудом? Колония имени педагога Макаренко? Любой труд из-под палки деморализует и развращает. Уверен, что если бы власти бросили клич студентам — мол, вы молодые и крепкие, помогите городу и заодно немного заработайте, — нашлось бы немало желающих.
А иначе у меня лично возникают вопросы. Будут ли как-то разделять студентов коммерческих отделений и бюджетников? А если бюджетниками прикрывать дыры, то они с платниками получат разное образование? Как это все учесть в учебном плане, программах, расписании? Может, и не стоит начинать это лопатоблудство?
Николай Яременко, главный редактор ИА «РосБалт», доцент Финансового университета при правительстве РФ