В России отмечен рост цен на целый ряд продовольственных товаров. Последние недели эти вопросы стали предметом обсуждения в Госдуме, Совфеде, а также в профильных службах и ассоциациях производителей. «РосБалт» разбирался в ситуации.
По данным Росстата, в конце третьего квартала выросли цены на апельсины (на 14,8%), огурцы (+6,3%), лимоны (+2,6%), бананы (+1,7%), помидоры (+1,6%). Также подорожала «молочка» — сметана (+4%), сыры, творог, пастеризованное молоко свыше 3,2% жирности, кисломолочные продукты, сливки, сырки в шоколадной глазури и йогурт (от +1,3% до +2,8%). Подросли в цене икра лососевых (+12,6%), мороженная рыба (кроме сельди), а также соленая, копченая, маринованная и рыбные деликатесы от (+0,8% до +1,8%). Дорожали мясо (говядина, свинина, баранина, индюшатина) и производные из него — фарши, деликатесы, пельмени (от +0,5% до +1,8%), ряд круп и хлебобулочной продукции (+0,6% до +1,8%), оливковое масло (на 2%) и т. д.
Дешевели капуста (-23,8%), морковь (-17,0%), картофель (-15,8%), свекла (-14,2%), виноград (-10,5%), лук репчатый (-9,6%), яблоки (-8,9%), а также гречка (-1,9%), овощные консервы для детского питания (-1,9%), маргарин, черный чай, куриные окорочка, вареные колбасы (от 0,6% до 0,2%).
По оценке Минэкономразвития, с 8 по14 октября в сегменте продовольственных товаров темпы роста цен составили 0,24%.
Вроде бы цифры критичными не выглядят, однако если посмотреть на то, как менялись цены с начала года, возникают вопросы. И не только у обычных покупателей.
Рост цен на сливочное масло побудил вице-спикера Госдумы Бориса Чернышова обратиться в Минэкономразвития с просьбой урегулировать цены, установив предельно допустимые в рознице. По статистике Росстата, розничные цены на сливочное масло в России за август и сентябрь выросли на 7,98%, а с начала года — более чем на 20%. При этом за первую половину октября был зафиксирован рост в 2,9%.
Между тем в ФАС отметили, что уже направили запросы крупнейшим производителям сливочного масла о причинах роста цен.
«Из уже представленной информации следует, что причиной подорожания масла является рост его себестоимости, в том числе вследствие увеличения затрат на закупку сырого молока и молочных жиров», — пояснили в ведомстве.
По данным «Известий», ряд производителей сливочного масла сообщили ритейлерам о сокращении поставок или даже о приостановке производства данной продукции (в том числе речь идет о марках «Простоквашино», «Село Зеленое», «Варвара Краса», «Ижмолоко» и др.). Среди причин — «низкий уровень запасов, рост цен на масло на мировом рынке, а также небольшое содержание жира в закупаемом молоке-сырье и повышенный спрос со стороны молокоперерабатывающих предприятий».
Впрочем, в Минсельхозе ситуацию не драматизируют, поясняя, что участники рынка не информировали ни само министерство, ни Национальный союз производителей молока об остановке или сокращении производства, а значит — ритейлеров уведомили лишь о каких-то корректировках долгосрочных контрактов.
В целом же рынок полностью обеспечен маслом, а с учетом роста производства сырого молока ожидается увеличение объемов выпуска продуктов его переработки.
«Никакого государственного регулирования не будет. Мы просто должны увеличить объем производства молока, причем с повышенной жирностью», — подчеркнула глава ведомства Оксана Лут. В этом году в стране должны произвести чуть больше 34 млн тонн молока (в 2023 году — 33,5 млн тонн). К 2030 году стоит задача увеличить производство до 38,5 млн тонн, плюс к этому нужно заместить 1,5 млн тонн молока из личных подсобных хозяйств, пояснила министр.
Вместе с тем стало известно, что некоторые производители «молочки» анонсировали рост цен на свою продукцию. В их числе H&N, «Вимм-Билль-Данн», «Савушкин», «Агросилы», «Алабуга Соте», «Милком», «Альметьевский». Размер повышения указывается разный — от 2% до 20%. Также уведомления о повышении оптовых цен направили компании «Мираторг» (на мясо и стейки) и «Черкизово» (на индейку).
Не остались в стороне и рыбопроизводители, проинформировавшие ритейлеров о намерении поднять цены на рыбу и креветки (в среднем на 15-20%).
Однако, как оказалось, между подобными заявлениями и реальным ростом цен существует серьезная разница.
«Даже когда поставщики указывают в своих письмах на повышение цен на 15-25%, это вовсе не означает, что именно так и вырастет цена в рознице. В этом году сети подтверждают принятие повышения цен только на отдельные виды товаров и в пределах 3-7%», — пояснил председатель Рыбного союза Александр Панин, уточнив, что следующая возможность повысить цены, чтобы компенсировать рост расходов, появится у поставщиков лишь в следующем году.
Между тем во Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров указывают на то, что рыбаки пытаются удерживать цены за счет рентабельности, которая в рыбной отрасли за год упала на 11,2 процентных пункта — с 32,2% в первом полугодии 2023 года до 21% в первом полугодии 2024 года.
В ВАРПЭ отмечают, что причины в росте инвестиционных затрат из-за ускоренной модернизации отрасли, увеличении фискальной нагрузки и операционных затрат на оплату труда сотрудников и поддержание текущей деятельности, а также снижение эффективности экспорта из-за высокой волатильности цен на мировых рынках.
Однако, похоже ФАС эти объяснения не вполне удовлетворяют. Ведомство намерено проверить всю «товаропроводящую цепочку „от рыбака дo прилавка“» — и уже направило рыбодобывающим организациям и поставщикам запросы с просьбой предоставить данные об объемах вылова и первичной переработке, сведения об упаковке, транспортировке, структуре себестоимости самой популярной рыбной продукции, условиях и сроках ее хранения.
Ранее спикер Совфеда Валентина Матвиенко напомнила, что в сентябре 2023 года рыбаки продавали горбушу по 152 рубля за килограмм, а сейчас на Дальнем Востоке она стоит уже 270 рублей. Да и в целом, по словам главы верхней палаты Федерального Собрания, ассортимент рыбной продукции в магазинах скудноват, а цены высоки для потребителей.
С этим утверждением трудно не согласиться, хотя конкретно по красной рыбе повышение цен объяснение имеет — к 6 октября в России ее удалось добыть лишь 136 тыс. тонн — в 3,5 раза меньше, чем в рекордном 2023 году, когда цены на горбушу упали до двухлетнего минимума в 140 рублей. Кстати, ситуация печальна по лососевым в целом: к 16 октября вылов тихоокеанских видов лосося составил 231 тыс. тонн — в 2,6 меньше, чем в 2023-м. А значит — раскошелиться на икру к Новогоднему столу придется серьезно.
Еще одно неожиданное подорожание касается картофеля — несмотря на то, что по итогам сентября корнеплоды несколько подешевели, разница с ценой конца прошлого года, судя по отчетам Росстата, оказалась существенной — 48,7%.
Удивительно, но негативное влияние на ситуацию оказал рекордный урожай прошлого года, из-за чего аграрии были вынуждены продавать свою продукцию чуть ли не в убыток. В 2024-м площади посева картофеля сократили с 315 тысяч гектаров до 285 тысяч, а затем возникли сложности со сбором урожая — в том числе из-за погодных условий. Впрочем, уверяют в Картофельном союзе, без картошки россияне не останутся.
А вот в повышении цен на хлеб, полагают в ФАС, отчасти виноваты торговые сети.
«Надо сказать, что очень высокие средние наценки в торговых сетях на наиболее востребованный населением хлеб — в среднем это 60%, в ряде случаев наценка превышала 100%», — заявил глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский.
Безусловно, есть и не столь шокирующие своей величиной наценки — в 5-10%, но они в основном относятся к продукции, которую ритейлеры (проверка проводилась в сетях «Дикси», «Пятерочка», «Перекресток» и «Магнит») продают под собственными брендами.
Однако в Ассоциации компаний розничной торговли, объединяющей крупнейших российских ритейлеров, с оценкой антимонопольной службы не согласились — там уверяют, что члены АКОРТ по-прежнему выполняют свои социальные обязательства, удерживая минимальные наценки на все виды социально значимых продуктов, включая хлеб.
«Средняя наценка на наиболее востребованные позиции пшеничного хлеба „первой цены“ с начала 2024 года составляет от 4 до 10%, а на ржаной хлеб — от 12 до 13%. Более высокие наценки применяются к более дорогой продукции, такой как премиальные виды безглютенового хлеба или бездрожжевого хлеба с различными злаками или фруктовыми добавками», — сообщил глава ассоциации Игорь Караваев.
По его словам, цены растут не из-за устанавливаемых наценок: за последние 12 месяцев закупочные цены на пшеничный хлеб выросли на 25%, на ржаной — на 27%, что не могло не отразиться на розничных ценах.
Как указывают эксперты, роста цен на продукты избежать не удастся: о намерении повысить их извещают производители различных групп товаров, указывая на увеличение затрат на закупку сырья, упаковку, логистику, рост тарифов на электроэнергию, необходимость повышения зарплат сотрудникам на фоне дефицита кадров и так далее. Вопрос — в величине этого роста.
Вероятно, сейчас ритейлеры будут стремиться закупиться по старым ценам и вести переговоры с поставщиками, стремясь удержать цены на приемлемом для потребителей уровне и не допустить единовременного переписывания ценников. В ход пойдут различные промоакции, изменение ассортимента — с выводом непопулярных и дорогих товаров из продажи.
Также к разрешению ситуации могут подключиться региональные власти, которые получат возможность заключать соглашения о стабилизации цен на товары, внесенные в специальный перечень, в который входят не только социально значимые товары. Соответствующий проект постановления правительства подготовлен ФАС.
«Если он (регион — ред.) видит какой-то риск изменения цены по товару промышленному, продовольственному, может на добровольных основах, без какого-то принудительного воздействия договариваться с торговыми сетями, с производителями по определенной цене», — пояснил глава антимонопольной службы Максим Шаскольский.
Елена Дудина