Posted 18 октября, 05:30
Published 18 октября, 05:30
Modified 21 октября, 06:27
Updated 21 октября, 06:27
В Северной столице полным ходом идет подготовка к реализации масштабного проекта по строительству Высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ), которая соединит Москву и Петербург («Росбалт» ранее подробно писал о начале работы над проектом). В частности, решаются вопросы по изъятию и преобразованию территорий, по которым пройдет дорога.
Совет по сохранению культурного наследия рекомендовал внести Фарфоровский пост в реестр объектов культурного наследия регионального значения. Проект соответствующего распоряжения уже вынесен комитетом государственного контроля, использования и охраны памятников (КГИОП) для прохождения антикоррупционной экспертизы.
Новый статус «историческое место» станет охранной грамотой — сносить здания, входящие в комплекс Фарфорового поста, будет нельзя. Однако их можно передвигать.
Такое решение позволит и сохранить архитектурные памятники, и дать возможность соблюсти трассирование ВСМ, согласно которому на данной территории будет проложено шесть железнодорожных путей: по два для поездов каждого вида — высокоскоростного сообщения, дальнего следования и пригородных.
«Сам план устройства высокоскоростной магистрали, которая является важнейшим государственным проектом Российской Федерации, воспринимается экспертом обоснованным фактором развития главной доминаты данной территории — железнодорожной магистрали, а передвижение находящихся на ней некоторых исторических зданий (в целом виде, без разборки) — как мероприятия по их спасению», — отмечалось в акте государственной экспертизы, выполненной компанией «ЛенСтройУправление» по заказу ИИМК РАН.
Специальной комиссии с участием проектировщиков, представителей РЖД и градозащитников предстоит обсудить проект перемещения исторических зданий, в том числе выбрать оптимальные для их сохранения технологии.
Примечательно, что опыт «передвижки» домов в Петербурге есть: в конце 2023 года на набережной Черной речки на 50 метров переместили исторический корпус бывшего воспитательного дома. Однако тогда задача была несколько попроще.
В результате работ дома № 40, 44, 48 и 54 на Фарфоровском посту «переедут на десять метров в юго-восточном направлении, а вокзал — на двадцать. Однако в дальнейшем вернуться в свои квартиры жители краснокирпичных домов не смогут — их ждет переселение. А в историческом комплексе разместят службы РЖД. Примечательно, что теоретически пассажиры ВСМ из окон вагонов смогут полюбоваться видом на Фарфоровский пост. Впрочем, что будет на практике — понять сложно: поезда „Белый кречет“ будут развивать скорость до 400 км/ч, в России так быстро еще не ездили.
Промежуточный статус выявленного объекта культурного наследия комплекс зданий Фарфоровского поста получил весной 2023 года. Двухэтажные кирпичные дома для служащих Николаевской железной дороги и одноэтажный павильон станции были построены в конце 1900-х-начале 1910-х годов. Само название «Фарфоровский пост» связано с Императорским заводом и рабочим поселком Фарфоровская колония. В 1851 году здесь была проложена Николаевская железная дорога, на которой открылась железнодорожная станция Фарфоровский пост (ныне остановочный пункт Фарфоровская).
По мере того, как продвигаются проектно-планировочные работы, появляются новые данные о территориях, которые городу придется освободить для реализации мегапроекта. В конце августа Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) составило список объектов, которые планируется изъять у собственников вод строительство магистрали. В нем значатся восемь земельных участков 11 зданий.
Самые большие по площади участки, подлежащие изъятию (более 5,5 тыс. кв.м), находятся в аренде у Всероссийского общества автомобилистов МО «Балканский» (разрешенное использование — под автостоянки, гаражи и места для хранения автотранспорта), а также в собственности нескольких физлиц. Кроме того, земли изымут из аренды у организаций «Строительная компания „Бриз“», «ПутьремСервис», «Политек».
Чтобы освободить место для строительства дополнительных путей на участке Санкт-Петербург-Главный — Обухово потребуется и изъятие нежилых объектов, в том числе из собственности ООО «НАРТ», ООО «Зенит», ФОК «Лиговский» и физических лиц, среди которых владельцы зданий на Лиговском, 50, входящих в комплекс складов Кокоревых.
В связи с этим в СМИ вновь заговорили о том, что под снос попадет и расположенный по этому адресу известный рэп-бар «1703», где ранее проходили Versus-баттлы между популярными российскими рэперами и блогерами.
Кроме того, осуществление проекта потребует сноса двух жилых зданий на Лиговке, построенных в конце семидесятых годов XIX века — в Транспортном переулке, 12, лит. А., и на Днепропетровской улице, 4, лит. А.
Между тем в КГИОП уже согласовали эскизный проект терминала высокоскоростной магистрали.
«Проектом предусматривается: строительство терминала высокоскоростной железнодорожной магистрали (далее — ВСЖМ -1) с максимальной высотной отметкой от уровня земли +22,500 метров, а также с устройством привокзальной площади и улично-дорожной сети; строительство парковки с максимальной высотной отметкой от уровня земли +27,900 метров», — указано в заключении на сайте ведомства.
«Важнейшим аспектом проекта ВСЖМ-1 является прибытие поездов на Московский вокзал. Это позволяет ответить главной задаче проекта, востребованной пассажирами с деловыми, туристическими и частными целями: связь центров агломераций. Дальнейшее следование пассажиров ВСЖМ предполагается пешком, на метро, такси и общественном транспорте. Для разгрузки подходов к Московскому вокзалу, существующих сегодня только со стороны площади Восстания, предусмотрено строительство терминала ВСЖМ-1 на территории квартала исторических складов Кокоревых с устройством привокзальной площади и улично-дорожной сети на территории бывшей конфетной фабрики „Блигкен и Робинсон“», — отмечено на сайте проектировщика — «Первого проектного института».
Новый терминал на Лиговском проспекте, 50, будет состоять из двух основных частей: исторические склады Кокоревых и новое здание, расположенное в основном над железнодорожными путями. Главный вестибюль вокзала оборудуют на первом этаже.
Поскольку терминал будет обслуживать и пассажиров поездов дальнего следования, предусмотрена его связь с Дальним (восточным) и Пригородным (западным) дворами Московского вокзала, а также с его двусветным залом.
Подъезд к терминалу организуют с трех сторон: с Лиговского проспекта по вновь образуемому внутриквартальному проезду, с улицы Военной и с улицы Черняховского.
Елена Дудина