Posted 16 октября, 12:10
Published 16 октября, 12:10
Modified 8 ноября, 14:14
Updated 8 ноября, 14:14
Россия меняет миграционную политику. Госдума принимает пакеты законопроектов, призванных бороться с нелегальным завозом иностранцев и их правонарушениями, а сами приезжие жалуются на притеснения и покидают Россию. Разбираемся, какие перемены происходят в чувствительной сфере контроля за миграцией.
Около 80% россиян считают, что в их регионах проживают слишком много мигрантов. Это на 21 п. п. больше, чем годом ранее. Как следует из опроса HH.ru*, на который ссылается РБК, чаще всего такой ответ давали респонденты, работающие в сферах транспорта и логистики, автобизнеса, безопасности и строительства. Лишь 12% участников опроса называют число мигрантов в стране адекватным, а еще 4% полагают, что их могло бы быть больше.
При этом 58% опрошенных думают, что иностранцев нанимают на позиции, которые не подходят для местных жителей, а 59% уверены, что наем мигрантов выгоден работодателям из-за дешевизны их труда. Вместе с тем 56% участников опроса считают, что мигранты занимают рабочие места россиян. Впрочем, о готовности самим откликнуться на эти вакансии заявили лишь 39% опрошенных.
Между тем, несмотря на не самую простую ситуацию на рынке труда, в десятках регионов в последние годы из соображений безопасности и потребностей экономики были приняты решения, запрещающие иностранцам работать в различных сферах: транспорте, здравоохранении, общепите, образовании и торговле. Особняком стоит строительство, которое часто называют главным драйвером роста экономики. Именно здесь привлекается больше всего мигрантов и наличествует серьезный дефицит кадров. Осенью 2023 года, по словам первого замминистра строительства и ЖКХ РФ Александра Ломакина, число иностранных работников в отрасли составляло около 800 тысяч человек, а число незакрытых вакансий на стройках оценивалось в 200 тысяч, с тенденцией к росту.
И именно на неназванных представителей строительного лобби (наряду с аграриями), нередко возлагали вину за провал миграционной политики.
Однако ситуация начинает меняться. Как заявил после заседания российско-таджикской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству вице-премьер Марат Хуснуллин, в России нелегальной миграции больше не будет.
«Мы будем работать по трудовым ресурсам, они нам нужны, но все это будет делаться абсолютно легально», — подчеркнул Хуснуллин.
По данным ГУВМ МВД, в стране на 1 сентября 2024 года находятся 6 174 777 мигрантов (5,5 млн из них приходится на приезжих из Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Беларуси, Украины, Армении, Азербайджана, Казахстана, Китая и Туркменистана). При этом летом 2023-го уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова приводила данные, что число приезжих превышает 8,5 млн человек.
Получается, что иностранцев (во всяком случае — тех, кто находится в РФ официально) становится меньше. Эту тенденцию подтверждают и в странах исхода: только за январь–сентябрь из РФ уехали более миллиона иностранных рабочих.
«В Узбекистан, по сообщениям местных источников, вернулись свыше 450 тысяч граждан, в Таджикистан — 350 тысяч, в Кыргызстан — более 250 тысяч, в Армению — 200 тысяч человек», — указывает эксперт в сфере трудовой миграции Асилбек Эгембердиев.
Отток мигрантов объясняется рядом причин — изменением миграционного законодательства, снижением курса рубля, частичным переориентированием потоков мигрантов на другие направления, а также определенным ростом экономик стран исхода, где начинают появляться рабочие места с зарплатой, которая может конкурировать с уровнем оплаты труда, предлагаемой иностранным гражданам в ряде российских регионов.
Вместе с тем в России, по подсчетам МВД, остается около 739 тысяч нелегалов, большую часть из которых составляют граждане Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Армении и Азербайджана.
После мартовского теракта в «Крокус Сити» разговоры о необходимости корректировки миграционной политики перешли в плоскость законодательных изменений. В частности, с февраля 2025 года, когда пакет принятых Госдумой документов вступит в силу, в России будет ужесточен режим пребывания для мигрантов, также должен заработать реестр контролируемых лиц — база данных с информацией об иностранцах, находящихся в стране незаконно, а также совершивших преступления и подлежащих высылке на родину.
Также в следующем году начнет действовать закон, направленный на борьбу с фиктивными браками и усыновлениями. Сегодня с помощью таких ухищрений мигранты в ускоренном порядке приобретают право на вид на жительство. Однако принятая новация устанавливает, что получить вне квоты разрешение на временное проживание в или оформить вид на жительство будет можно лишь тогда, когда с момента оформления брака или усыновления пройдет три года. Расторжение брака (или признание его недействительным) автоматически повлечет аннулирование разрешения на временное проживание.
Депутаты рассматривают еще нескольких законопроектов в сфере миграции — о признании организации незаконной миграции особо тяжким преступлением, введении повышенной ответственности за фиктивную регистрацию иностранцев, досудебной блокировке сайтов с предложением незаконных услуг мигрантам, запрете на прием экзаменов у иностранцев для «посреднических организаций» и отнесении к отягчающим обстоятельствам совершения преступления нелегальное нахождение в РФ.
Также парламентарии планируют проверять детей иностранцев на знание русского языка. Кроме того — изучается возможность введения для них платного образования, включая дошкольное, основное, общее, среднее и профессиональное. Сейчас приезжие обладают равными правами с россиянами, однако, считают авторы инициативы, увеличение количества детей мигрантов привело к дефициту мест в детсадах и школах страны (в последних не хватает около 900 тысяч мест).
«Иностранные работники привозят в Россию семьи, бесплатно устраивают детей в образовательные учреждения. Это, в свою очередь, заметно снижает уровень воспитательной работы и усвоения учебных программ российскими школьниками. В большинстве случаев дети мигрантов слабо владеют или вообще не знают русский язык. Это усугубляется тем, что порой в классах иностранных школьников больше, чем российских. Предлагаем завершать эту „эпопею благотворительности“, когда иностранные дети обучаются за счет российского бюджета, за счет наших налогоплательщиков, — высказал мнение один из авторов законопроекта, глава комитета Госдумы по соцполитике Ярослав Нилов.
Примечательно, что вопрос ставится и более широко: мигрантам, относящимся к категориям неквалифицированных работников, могут запретить привозить с собой семьи. Такой подход применяется в целом ряде стран — от ОАЭ до Белоруссии.
Власти намерены в целом изменить систему привлечения мигрантов на рынок труда. По словам профильного министра Антона Котякова, совместно с МВД министерство ищет варианты создания цивилизованной модели задействования иностранной рабочей силы, которая должна прийти на смену патентам на работу.
«Свободное перемещение, свободный въезд в страну и потом длительный поиск работодателя с непонятными условиями трудоустройства — это неправильно», — считает министр.
Кроме того, имеющаяся система несет риски для бизнеса — добросовестные работодатели, вкладывающиеся в обучение и медобследование иностранцев, не имеют гарантий, что работник не уйдет на другое место работы. Сейчас, в частности, сфера услуг оттягивает работников из строительства и промышленности. Одним из вариантов решения ситуации может стать организованный набор, при котором и медосмотр, и подготовка необходимых документов будут проводиться заранее — на территории страны-донора. Однако ответственность работодателя за приглашенного специалиста будет сохраняться.
Вместе с тем в Госдуме заинтересовались списком профессий, по которым иностранные специалисты могут получать вид на жительство в упрощенном порядке. Вячеслав Володин обратился в Минтруд с просьбой обосновать, действительно ли экономике нужны такие специалисты.
«Потому что люди как раз спрашивают, а зачем вы по некоторым профессиям берете и приглашаете мигрантов. Мы что, сами не можем готовить врачей? У нас качество подготовки выше. Учителей? Также», — добавил он.
Начавшиеся изменения миграционной политики в России не прошли незамеченными как самими мигрантами, так и властями стран-доноров рабочей силы. Особенно активную позицию занимает Таджикистан — по данным Минтруда республики, за первые шесть месяцев 2024 года из РФ за нарушение законов были выдворены более 17 тысяч граждан этой страны. И в Душанбе полагают, что их граждан ущемляют.
«Нас не может не тревожить тенденция повсеместного нарушения основных прав и свобод наших граждан при проведении мероприятий по упорядочению миграционного поля в России. Увеличиваются факты недопуска, запрета на въезд, депортации граждан Республики Таджикистан под широкой и расплывчатой формулировкой обеспечения безопасности», — заявил в ходе заседания межправительственной комиссии премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода.
Вопросы реализации обсуждаются и на более высоких уровнях — в частности, во время общения президента России с лидерами СНГ. Очевидно, что поиск взаимоприемлемых решений будет идти не так просто.
«Мы не преследуем цель запретить миграцию, главное — делать все для того, чтобы она была в законных рамках. С одной стороны, через трудовую миграцию развивается экономика. Но вместе с тем необходимо, чтобы работодатель нес ответственность за тех, кто к нему приезжает. Он должен создать городки, где его рабочие будут проживать, организовать условия. Мигранты не должны находиться где попало. Отработал — вернулся домой на родину. Нужен такой подход. Перед нами стоит задача отделить трудовую миграцию от переезда в нашу страну», — подчеркивает председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Примечательно, что недавно Росстат составил своеобразные «портрет» приезжающего в нашу страну иностранного мигранта. Помимо прочего, в отчете приводятся цели въезда иностранных граждан в РФ. Как оказалось, с трудовыми целями в 2023 году в страну приехали всего 28% мигрантов. Основными же для прибытия в Россию называются «причины личного, семейного характера», в числе которых вступление в брак, переезд к родителям или детям.
Елена Дудина