Posted 15 октября, 18:00
Published 15 октября, 18:00
Modified 15 октября, 18:00
Updated 15 октября, 18:00
Как говорится, если ты что-то не можешь победить, то запрети это на законодательном уровне. На сайте с проектами нормативных актов появился документ, в случае принятия которого Федеральная антимонопольная служба сможет распространять соглашения о стабилизации цен на любые товары.
Сейчас подобные соглашения действует только на особые категории товаров социального значения, но новая инициатива может распространить их действие на любые продовольственные и непродовольственные товары. Таким образом, регулироваться, в теории, могут как продукты питания, так и, например, химическая продукция, такая как шампуни, мыло и прочее.
Данный документ позволит регионам самостоятельно определять товары, на которые стоит ограничить рост цен, и с этим списком затем договариваться с бизнесом.
Однако подобные инициативы никогда не приводили к долгосрочным успехам. У бизнеса есть одна-единственная задача — максимизировать чистую прибыль. Если на цены на продукцию компании установлено ограничение, то сначала бизнес будет пересматривать себестоимость товара, ища, где сэкономить, затем начнется сокращение производства и персонала, чтобы сохранять ту же доходность. Если и это не поможет, бизнесу попросту придется закрыться.
Но предположим, что какая-то отрасль и набор продуктов смогут пережить ограничения в цене безболезненно в течение года, и затем это ограничение снимут. Знаете, что произойдет? Скачок цен уже на следующий день, поскольку весь накопленный рост издержек сразу же будет переложен в цену. И чем дольше цены будут сдерживаться, тем больше рост цен будет напоминать ситуацию 1 января 1992 года.
Поэтому — да, в краткосрочной перспективе ограничение роста цен может создать видимость стабилизации ситуации, но экономику не обманешь. У подобных решений всегда есть долгосрочные последствия в виде роста дефицита, резкого увеличения цен после снятия ограничений и роста безработицы.
Выбирайте — дешевые товары, которых нет в наличии, или дорогие, на которые нет денег?
Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза»