Posted 12 октября, 06:30
Published 12 октября, 06:30
Modified 12 октября, 06:30
Updated 12 октября, 06:30
Соединенные Штаты на этой неделе вновь заявили о растущем беспокойстве, которое у них вызывает сотрудничество России и Китая в Арктике. В частности, председатель Объединенного комитета начальников штабов Вооруженных сил США генерал Чарльз Браун подчеркнул, что западные страны должны не только обратить внимание на этот процесс, но и выяснить с какой целью Москва и Пекин расширяют совместное присутствие в Заполярье — чтобы получить от этого какую-то коллективную пользу, или что это делается, чтобы «бросить вызов» другим странам.
«Мы видим, что Россия и КНР все больше сотрудничают друг с другом, и Арктика — самая последняя область, в которой мы наблюдаем укрепление этого сотрудничества», — приводит ТАСС цитату из интервью Брауна новостному порталу USNI News Института ВМС США.
Контекст. В конце сентября Россия и Китай провели учения береговых охран «Тихоокеанский патруль — 2024». В ходе них российские и китайские моряки-пограничники отработали практические действия по поиску и задержанию судна-нарушителя, совместному маневрированию, артиллерийские стрельбы по отражению нападения безэкипажных катеров, оказание помощи судну, терпящему бедствие, а также меры по спасению человека, находящегося на воде. В ходе учений корабли морской полиции Китая впервые в истории выполняли патрулирование в водах Северного Ледовитого океана.
Как отмечает китайское официальное англоязычное издание Global Times (GT), в ходе российско-китайского патрулирования были продемонстрированы «внушительные совместные возможности» флотов двух стран.
«Первый заход китайских кораблей в Северный Ледовитый океан значительно расширил оперативный диапазон флота КНР в океане, проверил способность судов выполнять миссии в незнакомых морских районах, усилил их участие в международном и региональном управлении морскими ресурсами», — говорится в заявлении Береговой охраны Китая, которое приводит GT.
В свою очередь газета South China Morning Post цитирует старшего научного сотрудника Гудзоновского института Лизлотт Одгаард (Liselotte Odgaard), которая назвала совместное патрулирование «попыткой продемонстрировать, что Китай является приарктическим государством» и что КНР намерена добиться того, что она рассматривает как легитимное право действовать в арктическом регионе, в том числе в той части, которая удалена от материкового Китая.
Укрепление присутствия России в Арктике приобретает особое значение на фоне уже неоднократно прозвучавших угроз перекрыть нашей стране выход в Балтийское море.
При этом Запад признает свое отставание от России в Заполярье, в том числе, по числу ледоколов. В середине июля этого года бывший верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе адмирал ВМС США в отставке Джеймс Ставридис опубликовал в Bloomberg статью под названием «Путин крушит арктические льды, пока США едва держатся на плаву». В ней он подчеркнул, что у президента РФ Владимира Путина «самая активная и последовательная» арктическая программа
«Москва расширяет и обновляет свой и без того грозный флот ледоколов, за последние четыре года русские ввели в эксплуатацию три новых атомных судна, и как минимум еще три находятся на строительных верфях», — написал адмирал.
Отдельно Ставридис отметил испытания построенного в Санкт-Петербурге «весьма впечатляющего» корабля «Иван Папанин», которые вызвали повышенный интерес у натовских специалистов.
В конце того же месяца Пентагон объявил о модернизации своего стратегического подхода к Арктике, мотивировав это тем, что регион претерпел ряд существенных геополитических изменений, причем в их числе названы не только присоединение Финляндии и Швеции к НАТО, но и «укрепление сотрудничества между КНР и Россией».
В документе, отмечается, что в связи с потеплением климата Арктика становится все более доступной, что превращает ее в «арену для стратегического противостояния». В связи с этим США заявило о готовности «отвечать на вызовы вместе с союзниками и партнерами, чтобы обеспечить готовность действовать в северных широтах».
Кроме того, в середине сентября стало известно, что НАТО изучает идею создания центра воздушных операций в Арктике, наряду с теми, что уже действуют в Германии и Испании.
«Мы собираемся использовать близкие отношения между арктическими странами и знания, которые они привнесли в НАТО. Таким образом, я думаю, что у нас довольно скоро будет третий объединенный центр управления воздушными операциями», — сказал командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер.
По его словам, за счет присоединения Швеции и Финляндии открываются новые возможности для координации действий сил Альянса на севере Европы.
Глава МИД РФ Сергей Лавров выступил с заявлением, что Россия видит, как НАТО наращивает учения, связанные с возможными кризисами в Арктике и как желание «самоутвердиться» в качестве «мирового жандарма» распространяется и на арктический регион, хотя эта территория не относится к Альянсу.
«Наша страна полностью готова отстаивать свои интересы в военном, политическом и военно-техническом плане», — подчеркнул Лавров в интервью для цикла документально-постановочных фильмов «Советский прорыв», опубликованном на YouTube.
При этом министр обратил внимание, что многие неарктические страны, включая Китай и Индию, заинтересованы работать в Арктике, а у России с обоими государствами есть совместные проекты, предполагающие развитие экономических связей, внедрение технологий в освоение Арктики, производство СПГ и использование Северного морского пути.
На этой неделе «РосБалт» рассказывал, что в России сейчас активно разрабатывается федеральный проект по развитию «большого Севморпути», в результате которого должен быть создан транспортный коридор, связывающий Европу, Россию и Азиатско-Тихоокеанский регион. Он проляжет от Петербурга и Калининграда до Владивостока и далее, до портов Азии, включая крупнейший в мире по грузообороту — китайский Шанхай.
В дополнение к этому стало известно о том, что Росатом планирует построить пять контейнеровозов высокого арктического класса, после ввода которых в эксплуатацию порты Санкт-Петербурга и Архангельска планируется задействовать для запуска круглогодичных арктических перевозок. Об этом в минувшую пятницу сообщил руководитель проекта дирекции Северного морского пути ГК «Росатом» Сергей Чемко в ходе общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России», который проходил в Северной столице.
Михаил Макаров