Posted 11 октября, 10:22
Published 11 октября, 10:22
Modified 11 октября, 10:25
Updated 11 октября, 10:25
С одной стороны, по властной и медийной вертикали активно продвигается идея неких консервативных ценностей как чего-то, что российским обществом разделяется и его, российское общество, объединяет. То есть предполагается, что есть некий набор идей, в которые наше общество искренне верит или, по крайней мере, пытается верить, и есть некие институты, которым наше общество доверяет.
Фактически же российское общество после крушения двух идеологических систем на протяжении одного столетия является одним из самых циничных и ни во что не верящих. В нем не осталось общественных институтов, унаследованных из глубины веков: современная церковь была основана если не в 90-е, то при Сталине; царское офицерство как институт было уничтожено, а советское изначально формировалось как подконтрольное идеологическому аппарату, без отдельного самосознания и претензий на власть; профсоюзы постигла та же участь — они были лишь приложением к властной вертикали.
Мы эту российскую циничность (или практичность и осознанность, если угодно) видим на примере открытой президентом достопримечательности в Петербурге, где на одной площадке стоят имперский, российский и советский флаги. Совершенно неважно, что эти флаги означают на самом деле, какая за ними в оригинале стоит идеология — сегодня они все «наши», сегодня они все «свои».
То есть и серп и молот, и романовские знамена, и петровский триколор совершенно лишаются любого собственного наполнения, становятся абсолютно прикладными к сегодняшнему дню. Да и шевроны у российских солдат на фронте сегодня тоже демонстрируют целую плеяду символов — от красной звезды и Сталина до Спаса Нерукотворного и двуглавого орла через древнеславянские руны.
С одной стороны, ничего не свято, с другой стороны, свято одновременно все, потому что все «наше». В этом плане Россия довольно сильно обогнала и Запад, где отмирание традиционных институтов постепенное, и постсоветские республики, которые довольно однозначно избрали своим ориентиром образцы досоветской государственности.
Алексей Наумов, журналист-международник, политолог, автор Telegram-канала «Внешпол»