Марбургская лихорадка известна еще с 60-х годов прошлого века. Своим названием инфекция обязана городу Марбургу — именно там в 1967 году были обнаружены первые случаи заболевания. Тогда же вспышки новой инфекции были зарегистрированы в других городах Европы — Белграде и Франкфурте.
Болезнь стремительно распространилась среди работников научных лабораторий, проводивших исследования с привезенными из Африки животными. Всего был выявлен 31 зараженный, семь из которых умерли.
Природные очаги инфекции — африканские страны: Кения, Либерия, Конго, Судан, Уганда, Габон, ЮАР, Зимбабве, Ангола. В европейских странах вирус встречается весьма редко, зафиксированные случаи инфекции в основном завозные.
Ближайшим «родственником» вируса Марбург является возбудитель лихорадки Эбола. Это одна из самых опасных и тяжелых болезней, вызывающая геморрагическую лихорадку. Оба вируса — Марбург и Эбола — имеют высокую способность быстро проникать в клетки. По этой причине вирус стремительно распространяется в организме, а заболевание протекает с тяжелыми осложнениями.
Биотехнолог Илья Духовлинов:
«Летальность при заболевании марбургской лихорадкой оценивается как чрезвычайно высокая — до 80%. Вакцины против вируса Марбург уже находятся на стадии разработки».
30 сентября 2024 года ВОЗ сообщила о риске начала новой эпидемии — марбургской лихорадки. Вспышка заболевания началась в Руанде, в 7 округах страны зарегистрировано 27 случаев заражения вирусом. Причем большинство случаев — более 70% — выявлено у медработников. Под наблюдением врачей остаются 300 человек, контактировавших с заболевшими.
Уже в начале октября сообщалось о подозрениях на марбургскую лихорадку в Европе. Из Руанды в Германию прибыл студент-медик, контактировавший с зараженным вирусом. Он и его попутчики почувствовали себя плохо и были направлены на обследования в связи с подозрением на инфекцию.
СМИ Германии поспешили успокоить общественность и заявили, что по результатам исследования заражение вирусом Марбурга не подтвердилось. Однако пока молодые люди находятся на карантине.
Российские вирусологи считают, что пока судить о результатах заражения рано:
«То, что сегодня тест на вирус Марбург отрицательный, еще ни о чем не говорит. Инкубационный период составляет три недели, и до его завершения необходимо будет делать лабораторные исследования: в первые дни после заражения тест может и не обнаружить вирус. А риск заболеть у молодого человека велик — посмотрите, большая часть заболевших как раз медики, которые лечили пациентов с марбургской лихорадкой», — объясняет профессор кафедры инфекционных заболеваний СПбГПМУ Хатуна Перадзе.
ВОЗ оценивает риск вспышки 2024 года как очень высокий на национальном уровне и низкий на глобальном уровне. Это значит, что вероятность пандемии крайне низкая, но в африканских странах вспышка заболеваемости может масштабироваться.
Так было, например, в конце прошлого века, когда в Конго было зафиксировано 154 случая заболевания, из которых 128 закончились летально. А в 2005 году в Анголе от марбургской лихорадки погибли 329 человек — 88% заразившихся.
По своим характеристикам вирус лихорадки Марбург является крайне опасным. Он быстро распространяется, а ситуацию осложняет трудность диагностики. С момента заражения до появления первых симптомов может пройти 2-3 недели. А за это время человек может заразить множество людей и даже домашних животных.
Кроме того, первые проявления заболевания схожи с симптомами большинства вирусных инфекций. То есть диагностировать марбургскую лихорадку можно лишь в клинических условиях с помощью специальной тест-системы, анализа крови и ПЦР.
Заболевание характеризуется тяжелым течением — развивается геморрагический синдром, то есть повышенная кровоточивость. Возможны серьезные внутренние кровотечения: маточные, легочные, желудочно-кишечные. К осложнениям марбургского вируса относят почечную недостаточность, отек легких, поражение нервной системы.
Специфических методов терапии вируса марбургской лихорадки пока нет. Пациентам предлагается симптоматическая терапия и противовирусные препараты, применяемые при лечении лихорадки Эбола.
Нет и вакцины против марбургского вируса. Пока разработка вакцины находится на стадии клинических испытаний.
Болезнь начинается внезапно и остро. В первые дни развиваются следующие симптомы:
Через несколько дней присоединяются другие симптомы: во рту могут появиться пузырьки, превращающиеся в болезненные язвы, затем такая же сыпь возникает на кожных покровах.
На 5–7-й дней появляются симптомы со стороны ЖКТ — увеличение печени, обильный жидкий стул, сильное обезвоживание организма. Активная фаза болезни продолжается 2-3 недели и характеризуется поражениями множества органов и систем организма.
Профессор кафедры инфекционных заболеваний СПбГПМУ Хатуна Перадзе:
«Геморрагическая лихорадка Марбурга отличается от наших, „российских“, более тяжелым течением и очень высоким риском летального исхода – до 90%. Опасны тяжелые проявления геморрагического синдрома – кровотечения из разных органов: глаз, носа, десен, может быть маточное кровотечение. Возникает тахикардия, снижается артериальное давление. Если сначала человек становится заторможенным, то со временем теряет сознание. То есть это реанимационные пациенты, спасать которых невероятно сложно. Потому что специфического лечения марбургской лихорадки нет».
Источником инфекции являются африканские летучие мыши, обитающие в центральных и восточных регионах континента. Они являются переносчиками марбургского вируса, выделяя инфекцию с мочой, слюной и фекалиями.
Летучие мыши могут оставлять продукты своей жизнедеятельности на плантациях, где выращиваются фрукты и овощи. Поэтому есть риск заразиться инфекцией от экзотических фруктов, считают некоторые эксперты:
«На материке последние десятилетия очень развита культура плантаций, в том числе бананов и манго. Когда своими экскрементами или слюной летучие мыши заражают бананы, а потом люди их могут съесть. Такая версия обоснованная достаточно есть, но она чисто эпидемиологического характера. В странах Африки рекомендациями ВОЗ предлагается очень тщательно относиться к продуктам, которые покупают на рынке, потому что все они могут быть тем или иным источником заражения. Мыть рекомендуется в слабом растворе марганцовки – это тоже обеззараживающее средство», – объясняет руководитель отдела НИИ эпидемиологии и микробиологии им. почётного академика Н. Ф. Гамалеи Александр Бутенко.
На практике же в основном встречаются случаи заражения через поврежденные кожные покровы или же слизистую, а также через биоматериалы — кровь, слюну, сперму. То есть возможно заразиться марбургской лихорадкой при поцелуях, половых контактах, контактах с кровью зараженного человека.
В первую очередь в зоне риска оказываются люди, пребывающие в африканских странах. Им рекомендуется отказаться от посещения пещер, служащих местом обитания летучих мышей, а также не употреблять в пищу мясо местных животных. Кроме того, следует исключить контакты с умершими от лихорадки — например, во время погребальных мероприятий.
Следует остерегаться также медикам, которые находятся в непосредственном контакте с зараженными марбургским вирусом. Им необходимо при уходе за больными пользоваться средствами индивидуальной защиты и регулярно мыть руки.
Эксперты считают, что в случае с марбургской лихорадкой вероятность пандемии минимальна. По сравнению с тем же ковидом или гриппом у вируса Марбурга меньше вариантов перерасти в пандемию, поскольку чаще всего болезнь распространяется в странах с недостаточно развитой системой здравоохранения.
Однако российские специалисты считают, что расслабляться рано, поскольку вирус подвержен различным мутациям и вполне может вызвать эпидемию:
«В настоящее время вирус не попал в Россию. Тем не менее расслабляться не стоит, необходим жесткий контроль в виде специальных мероприятий для того, чтобы предотвратить возможную эпидемию. Марбург, как РНК-содержащий вирус, может мутировать с высокой частотой и образовывать новые штаммы», — рассказал биотехнолог Илья Духовлинов.
В свою очередь в Роспотребнадзоре заверили, что принимаются все меры по недопущению завоза вируса в Россию и дальнейшего его распространения. Зараженных марбургской лихорадкой из стран с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой обещают выявлять вовремя на погранпунктах.