Тут по стечению обстоятельств возникла тема, являющаяся прямым продолжением моего последнего поста, — налог на бездетность и перспективы его введения в России. И стоит вновь задаться тем же самым вопросом: какова конечная цель? Хотим ли мы получить новые беременности и рождения, или хотим немного ослабить социальную нагрузку государства, перераспределив ее на бездетных граждан?
Пройду по пунктам.
Почему налог на бездетность возможен?
Ну, как минимум потому, что это уже было. В СССР налог на бездетность официально назывался «налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан». Он действовал с 1941 года вплоть до 1990-х. По нему бездетные мужчины от 20 до 50 лет и бездетные замужние женщины от 20 до 45 лет должны были регулярно отчислять 6% зарплаты государству. Скидка на налог была у тех граждан, чья зарплата составляла менее 91 рубля в месяц. Те, кто получал менее 70 рублей, освобождались от уплаты налога на бездетность.
Причем, отмечу, никаких тестов на фертильность тогда не существовало в принципе, а значит, налогом облагались и «виноватые», и «безвинные». Полагаю, отражать законодательно этот момент в случае принятия налога не будут и теперь. Технически это очень сложно сделать. Да, женщинам можно предложить сдать некий тест, но сделать это обязательным не получится — слишком будет отдавать евгеникой. Поэтому пойдут, скорее всего, другим путем: тем, кто физически неспособен к заведению ребенка, предложат это доказать при помощи справки. И тогда за тестами пойдут уже без всяких приглашений.
Чем введение такого налога чревато в текущих условиях?
Разумеется, расцветом разного рода коррупционных схем: от возврата «серых» зарплат до выдачи фальшивых справок.
В какое-то время в подавляющем большинстве регионов России существовали до мелочей отточенные схемы по присвоению группы инвалидности с сопутствующими выплатами. Отточенные в том числе благодаря почти полной безопасности для всех их участников, потому что медицинские заключения сложно оспорить — для этого потребуется целый консилиум специалистов, которых попросту нет.
Введение налога на бездетность наряду с государством обогатит и медицинский сектор — вместо инвалидности начнут покупать справки о бесплодии. Как эта схема сейчас работает с фиктивными разводами ради выплат матерям-одиночкам, мы тоже видим на практике.
Почему это никак не поможет демографии?
Потому что у российского демографического кризиса в первую очередь экономическая подоплека. А уплата налога в любом случае обойдется в меньшую сумму, чем появление нового члена семьи. Причем эта сумма будет фиксированной и предсказуемой. То есть налог, возможно, заставит поторопиться с рождением ребенка тех, кто принципиально и так решил это сделать, но не мотивирует тех, кто для себя такую возможность не рассматривает, а лишь еще больше усугубит их экономическое положение.
Учитывая эти тезисы, ответ на вопрос, заданный в начале поста, напрашивается сам собой. Государство наряду со стимуляцией демографии решает вполне практические вопросы наполнения бюджета за счет дополнительного налогообложения самых разных категорий граждан. Под перекрестные инициативы — от повышенного НДФЛ до налога на бездетность — кто-то да попадет. А не будет этого налога, так будет какой-то еще. В этом смысле нынешняя ситуации фактически безальтернативна.
Telegram-канал «Юрий Долгорукий»