Хочу признаться. Я принадлежу к меньшинству тех, кто не любит арбузы. Что уж, я вообще не встречал за свою жизнь таких. Я осознал это почти сразу, как попробовал арбуз, но до 33 лет проявлял конформизм и хотя бы раз в год пробовал арбузы.
Обычно это было так: любители арбузов покупали их, ели и начинали меня принуждать тоже есть. На мое «я не люблю арбузы» они отвечали: «Ты только попробуй, это ты просто невкусные пробовал до этого, а этот такой хороший, вкусный арбуз!» Я пробовал — и арбуз был арбузом. Я знаю, какие арбузы арбузолюбы считают вкусными, а какие нет, но мне сахарный, сочный, хрустящий арбуз тоже не нравится, я просто не люблю арбузный вкус.
И вот в 33 года я принял решение больше их не есть. Уже 7 лет не ем.
Я как арбузное меньшинство очень толерантен. Я не агитирую других не любить арбузы. Мне, чтобы не любить арбузы, не нужна пара или соратники, я не хочу, чтобы в мире было больше их нелюбителей, я не провожу антиарбузные митинги и парады. Я не испытываю к арбузолюбам ненависти, отвращения. Даже к самому арбузу у меня отношение безразличное, я не вздрагиваю, когда в очередной раз кто-нибудь произносит банальность типа той, что это самая большая ягода на свете.
Лучшее отношение ко мне от арбузолюбов — на мой отказ его есть не лезть со своим арбузом, а просто самим арбузами наслаждаться.
Но арбузное большинство, наоборот, очень агрессивно. Суют арбузные ломти, настаивают, нахваливают, призывают, агитируют. У них в голове не укладывается, как это можно не любить арбуз, они в своей жизни первый раз встречают человека, который арбузы не ест.
Вообще, они могут при определенной ситуации сговориться и принять сначала закон о запрете антиарбузной пропаганды, налоге на нелюбителей арбуза, а затем признании антиарбузистов экстремистским движением. Потом пройдет немного времени — и уже речь будет идти об обязательном поедании, принудительном кормлении арбузами тех, кто их не любит, и наказании за отказ есть арбузы. Потому что, дескать, данная промышленность проседает из-за таких, как я; под угрозой исчезновения арбузная культура и т. д. Причины найдутся.
Пока я живу в мире арбузного авторитаризма, но в любой момент может произойти переход к арбузному тоталитаризму. Я это знаю, я с этим живу.
Моя арбузная ситуация очень мне помогает соизмерять любую политику в области меньшинств: и когда меньшинства притесняются, и когда они сами перегибают в другую сторону.
И да, я прямо чувствую, как вы прочитали этот текст, вроде бы в нем ничего такого, но осадочек остался: надо же, выдумал — арбузы не любить.
Андрей Шалимов, политолог, автор Telegram-канала «#Шалимовправ»