В конце лета в Северной столице разразился скандал: если ранее пройти курс вождения было можно за 27-30 тысяч рублей, то в августе цена подскочила до 60 тысяч.
На ситуацию оперативно отреагировали в городском ЗакС. Как подчеркнул депутат Алексей Цивилев, некоторые автошколы пояснили, что повышение стоимости обучения связано с рекомендацией ГАИ увеличить количество часов вождения.
«Попросил ФАС провести проверку и выяснить, имеются ли нарушения антимонопольного законодательства в данной ситуации. Также попросил оказать содействие в принятии мер по предотвращению недопустимого роста цен на обучение в автошколах Санкт-Петербурга», — написал парламентарий в своем аккаунте во «ВКонтакте».
Впрочем, судя по комментариям под этим постом, петербуржцев волнуют даже не цены, а уровень обучения. В частности, поднимался вопрос о необходимости увеличить число часов, отведенных на вождение, поскольку навыки новоявленных водителей оставляют желать лучшего.
Между тем Алексей Цивилев в эфире радио Sputnik Санкт-Петербург отмечал, что существует два способа формирования цены — рыночный, когда ее определяет рынок (в случае с автошколами — в том числе себестоимость и зарплата инструкторов), и у естественных монополий, где цена регулируется государством. Но даже при рыночном формировании цена не может браться «с потолка».
Удивило Цивилева и объяснение повышения стоимости обучения рекомендацией ГАИ по увеличению часов вождения — по его словам, документ появился еще в 2022 году. Также питерские цены почему-то оказались выше московских. Парламентарий привел данные с сайта одной из столичных автошкол, где стоимость минимального курса обучения составляет 25 тыс. рублей, а с дополнительными часами — 42 тысячи.
После запроса депутата региональное управление ФАС направило в адрес автошкол запрос с требованием предоставить необходимую информацию для анализа ситуации с повышением стоимости обучения, в том — мотивированный отзыв о динамике изменения розничных цен на обучение.
В сентябре состоялось заседание рабочей группы при комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакС, куда были приглашены представители автошкол, ГАИ и эксперты.
И здесь выяснились любопытные вещи. Как пояснил эксперт комиссии и рабочей группы при правительстве РФ по законодательству в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов, по госстандартам теоретическая часть курса должна включать 130 часов, а на вождение отводится 56 часов. Однако на сайтах многих автошкол значится лишь 20 часов практики, на других — информация о времени, которое будет посвящено вождению, и вовсе отсутствует — дескать, звоните и выясняйте.
На проблему также обратил внимание завкафедрой транспортных систем СПбГАСУ Станислав Евтюков, высказавший мнение, что и по теории нужное количество часов не предоставляет ни одна частная автошкола. Итог — начинающие водители имеют низкую подготовку.
Что касается демпинговых цен в 20 тыс. рублей, которыми привлекают клиентов «серые» автошколы, то полноценные навыки вождения там получить невозможно, полагают эксперты. К тому же часто за обозначенной суммой скрывается «облегченный» пакет. В этих случаях, после провала в ГАИ, ученики вынуждены проходить новый курс или брать частные уроки.
«По нормативам четыре с половиной месяца должно быть обучение. Его себестоимость сегодня составляет 49 тыс. рублей, — привел расчеты Попов.
В Петербурге, по данным ГАИ, работают 170 автошкол. И конкуренция среди них высокая, чем, вероятно, в ряде случаев и обусловлен демпинг. Обратная сторона такой конкуренции — снижающееся качество выпускников (в ГАИ фиксируют не самую веселую картину по ДТП с участием водителей-новичков и пользователей каршеринга), а также участившиеся жалобы инструкторов на низкие зарплаты.
Присутствовавшие на заседании представители автошкол сложности с качеством подготовки особо не отрицали, но настаивали, что новая стоимость обучения не является завышенной. Брать с клиентов меньше равносильно разорению: цену определяют материально-техническая база и зарплата инструкторов за те самые часы, необходимые для получения учащимися полноценных знаний теории и практических навыков.
«Ранее курсы вождения стоили значительно дешевле, что отражалось на качестве обучения. Стоимость курсов не повышалась более 10 лет, и это привело к экономии на зарплатах инструкторов и сокращению часов наката. В результате, многие ученики не получали достаточного опыта за рулем, что сказывалось на их уверенности и навыках вождения. Совещания союза автошкол России выявили необходимость пересмотра ценовой политики, чтобы сохранить преподавательский состав и обеспечить более качественное обучение. Минимальная сумма в 60 тысяч рублей была названа приемлемой для того, чтобы ученики могли получить необходимые 56 часов практики, предусмотренные программой Минпросвещения», — отмечается в сообщении на сайте автошколы «Дистанция» с припиской, «что число учеников может сократиться, так как не все смогут позволить себе обучение по новым тарифам».
Между тем городской комитет по образованию обратил внимание еще на одну проблему: поблажки для бизнеса, введенные во время пандемии, ослабили контроль за автошколами.
«Раньше мы проводили выезды, проверяли. На сегодняшний день — это декларация, организация просто заявляет о деятельности, которую будет вести», — рассказала начальник отдела лицензирования образовательной деятельности комобра Марина Заригина.
Впрочем, право на проверки осталось у ГАИ — именно там выдается заключение о соответствии учебных программ и учебных классов. Если те же помещения не соответствуют требованиям, положительного заключения не получить, а он количество классов зависит пропускная способность автошкол — чем их больше, тем она выше. Но это в теории — на практике число обучающих не проверяется.
В итоге депутаты решили взять паузу, во время которой с привлечением экспертов из разных организаций намерены выяснить, сколько же на самом деле должно стоить полноценное обучение в автошколе. Также будет созданы еще одна рабочая группа, которая займется вопросами регулирования деятельности автошкол, в частности — их уходом в онлайн. Сегодня, подчеркнул Цивилев, никто не знает, какие из имеющихся в городе 170 автошкол «работают реально, а сколько — онлайн», а это «вопрос уже даже не цены, а безопасности».
Елена Дудина